сериалы
Netflix/YouTube
Netflix/YouTube

«Уэнсдей» — самый просматриваемый сериал 2022 года. А еще это клише, скука и кринж

Netflix очень старался сделать второго «Гарри Поттера» или «Очень странные дела». Но получилась лишь копия с «Алиэкспресса»

Готический сериал «Уэнсдей», снятый Тимом Бертоном, стал самым просматриваемым в 2022 году. Как сообщает Deadline, телепроекты привлекают основную массу зрителей в первые 15 дней после релиза, однако шоу Netflix, напротив, завоевало практически половину аудитории в более поздние сроки. Несмотря на то, что хайп по «Уэнсдей» со временем поутих, мы решили внести толику адекватности в восторженные отзывы поклонников и рассказать, почему этот проект как минимум переоценен.

О чем сериал. Очень кратко

Фэнтезийный и в меру детективный сериал рассказывает историю Уэнсдей (Дженна Ортега) — дочери знаменитых Гомеса и Мортиши Аддамс. Талантливая, но неконтролируемая девочка, принадлежащая к культовой семейке фриков, отправляется в академию «Невермор» (школу-интернат, где учатся дети со сверхспособностями). Там нигилистично настроенный подросток пытается овладеть экстрасенсорными навыками и помешать убийствам неизвестного монстра, который орудует в близлежащем городке Джерико.

Кроме того, начинающей писательнице Уэнсдей Аддамс (да-да, она еще и книжку пишет) предстоит разгадать древнюю тайну ее родителей — они тоже учились в «Неверморе» несколько десятилетий назад. Параллельно с этим ей придется преодолеть рядовые тинейджерские трудности: разобраться со своим скверным характером, найти настоящих друзей и пережить первое романтическое разочарование.

«Уэнсдей» держится на харизме Ортеги. А во всем остальном проваливается

Переосмысление классического произведения Чарльза Аддамса захватило TikTok и другие соцсети буквально сразу же после премьеры. Юные поклонники влюбились в Уэнсдей и начали повально пародировать танец героини во время школьной вечеринки, а также составлять видеонарезки ее циничных фраз вроде: «Сартр писал: «“Ад — это другие люди”. Он — моя первая любовь». Это большая заслуга Ортеги: она тщательно проработала свой образ, а для передачи холодного и закрытого характера и вовсе перестала моргать в кадре.

Критики отметили игру молодой актрисы, но заявили, что без нее проект вряд ли бы «сработал» — ну, просто потому, что сценарий слабоват, а разгадка, если не очевидна, то как минимум вытекает из постоянных намеков (кстати, монстра Уэнсдей выявит абсолютно случайно спустя несколько попыток). К тому же всю необходимую информацию Уэнсдей получает из видений, а это, как известно, один из самых скучных и топорных киноприемов в фэнтезийном жанре.

Конечно, незамысловатость можно объяснить страстью Бертона к визуалу в ущерб фабуле, но с другой стороны — как оправдать небрежное отношение авторов к героям и их мотивам? Бьянка в считанные серии превращается из непримиримого врага в напарницу, а сюжетная линия с ее мамой обрывается, толком не успев начаться.

Та же история и с директрисой Ларисой Уимс, которая поначалу казалась негативным персонажем — авторы решили не объяснять природу ее странного поведения и в итоге просто убили героиню. Любовная линия (точнее неудавшийся треугольник между Уэнсдей, предполагаемым убийцей и фактическим убийцей) также кажется типичной и наивно-подростковой.

Единственная арка, которая имеет более-менее логическое завершение — история оборотня Энид, которая в начале сериала не умеет превращаться в волка, а под конец (неожиданно!) получает такую способность. Но и это не сильно спасает персонажа: после фразы «У этой киски есть когти, и она не боится их применить» от кринжа хочется захлопнуть крышку ноутбука и больше не открывать.

Оммаж на Роулинг и никакого черного юмора

Попытка интегрировать Аддамсов в современный контекст в принципе кажется странной: герои как будто притворяются олдскульными беспринципными психами (как это было в предыдущих проектах), хотя на деле та же Уэнсдей — обычный трудный подросток поколения Z с набором заготовленных язвительных фраз и атрибутами гота. Ну а вишенкой на этом мрачном торте стало как таковое отсутствие черного юмора, за который мы так любим оригинальный проект. По мнению кинокритика Алекса Дауда, «Уэнсдей» — бертоновская работа только в поверхностном смысле: «Его выразительные ракурс и меланхоличный тон притупляются стриминговой эстетикой».

И спорить с этим мнением тяжело. Если вы смотрели вампирскую сагу «Сумерки», клишированный подростковый сериал «Ривердейл», сверхпопулярные «Очень странные дела» и, конечно же, «Гарри Поттера», вы с первых секунд увидите знакомые мистические художественные приемы и приевшиеся штампы. Кстати, с «Гарри Поттером» у шоу связь более чем очевидная (правда все элементы как будто «с Алиэкспресса»): здесь есть местный Хогвартс, урок травологии, своя тайная комната и даже Турнир трех волшебников. Все бы ничего, но литературного первоисточника у шоу нет, поэтому непроработанность и шероховатость предсказуемого сюжета не спасают даже отсылки.

Но если отбросить снобизм и любовь к запутанным детективным историям, а вместо этого насладиться атмосферой, созданной Бертоном и командой, вы получите неплохой восьмисерийный проект, который можно осилить за одни выходные под попкорн и колу. В сухом остатке мы получаем подростковую фэнтези-драму о любви и дружбе — она не претендует на концептуализм «Белого Лотоса», но без проблем заходит на территорию более продуманных «Очень странных дел» (хотя бы с точки зрения коммерческого успеха). Тем более шоу продлили на второй сезон, а там, кто знает — может, оно станет куда лучше.

━━━━━

Никита Прунков