Alexander Grey/Unsplash
Alexander Grey/Unsplash

Странная одежда и необычные хобби: почему творческие люди такие эксцентричные?

Они воспринимают гораздо больше информации, чем обычный человек

Многих талантливых людей можно назвать странными. Их поведение не вписывается в общепринятые рамки: например, Сальвадор Дали выгуливал дикобразов, а Альберт Эйнштейн принципиально не носил носки. Из-за этого сложился стереотип, что творческий разум идет рука об руку с эксцентричностью. Так ли это на самом деле? И если это правда, то почему так происходит? Рассказываем об этом в честь Дня рождения Йоко Оно — одной из самых эпатажных женщин современности.

Возможно, ответ в типе личности

То, что креативные люди ведут себя необычно, заметили очень давно. Об этом писали еще Платон и Аристотель, которые не раз отмечали своеобразие поэтов и артистов.

Последние несколько десятилетий ученые исследовали эту связь, сравнивая эмпирически подтвержденные показатели креативности и эксцентричности. С одной стороны, они анализировали то, как часто человек создает что-то новое и его способность нестандартно мыслить, а с другой — проверяли то, на сколько он склонен к шизофрении.

Оказалось, что шизотипические показатели творческих людей выше, чем у тех, кто не может мыслить креативно. Например, у них развито магическое мышление, легкая паранойя и социальная ангедония.

Это совсем не значит, что деятелям искусства и науки необходимо лечение. Они просто воспринимают мир не так, как большинство. Напротив, они очень успешны: многие студенты Гарварда набирают больше среднего по шизотипическим шкалам.

С чем это связано?

Некоторые механизмы, которые способствуют развитию шизотипических качеств у человека и, как следствие, эксцентричному поведению, лежат в основе творческого мышления. Прежде всего, это склонность к когнитивной расторможенности. Это означает, что человек не может игнорировать информацию, которая не имеет значения в данный момент.

Дело в том, что мы осознаем гораздо меньше информации, чем получаем. Человек может отключаться от тех сигналов внешней среды, которые кажутся ему бесполезными. Например, мы игнорируем смысл ненавязчивой песенки в кафе, когда общаемся с другом: наше внимание полностью сфокусировано на его рассказе.

Однако способность блокировать информацию у людей с высокими шизотипическими показателями снижена. Из-за этого они воспринимают и осознают гораздо больше сигналов, чем среднестатистические люди. В этом кроется причина их странных реакций и стремления к необычному поведению.

Например, лауреат нобелевской премии по экономике Джон Нэш считал, что общался с инопланетянами, так как эта идея пришла к нему тем же путем, что и инновационные мысли в области математике. Из-за этого ученый попросту не видел смысла в этом сомневаться.

В этом же кроется возможная причина того, что творческие люди забывают о базовых социальных и физических потребностях в угоду внутренних переживаний: когда сознание переполняет столько стимулов, трудно сосредоточиться на чем-то еще.

В 2003 году ученые подтвердили связь между сниженным скрытым торможением и творческим мышлением. Из-за того, что креативные люди получают гораздо больше информации, которая обрабатывается необычными способами, они и осуществляют столько креативных проектов.