Укупнику исполняется 70 лет. Мы послушали все его альбомы (!) и вынесли вердикт
18 февраля российскому композитору, певцу и продюсеру Аркадию Укупнику исполняется 70 лет. За свою продолжительную карьеру заслуженный артист РФ успел написать несколько хитов и поработать в самых разных жанрах (от джаза и поп-музыки до рок-н-ролла). В разное время музыкант писал песни для Аллы Пугачевой, Ларисы Долиной, Филиппа Киркорова и других значимых артистов эстрады. По случаю юбилея мы решили послушать каждый релиз мэтра и выбрать самые достойные треки. Ну что, вперед и с песней!
«Восток — дело тонкое, Петруха» (1993)
Первый релиз Укупника в качестве не только композитора, но и сольного исполнителя вышел в 1993 году, но по своему звучанию и настроению он скорее напоминал поп-проекты конца 80-х — представьте себе треки группы Alphaville с более солнечными («Золотое Солнце») и чуть менее модными аранжировками («Монте-карло»). Альбом, наполненный духом путешествий и авантюризма, не избежал множества культурных отсылок, что можно проследить из названия.
К сожалению, назвать «Восток — дело тонкое, Петруха» вневременным не получится (он действительно звучит весьма архаично), однако отдельные треки могут легко «зайти» на современной вечеринке. Если вы планировали ретро-пати — смело включайте задорную «Рио-Рио» про Бразилию, пиво и нудистский пляж или робкую, но заедающую с первых нот «Девушку-тусовку».
7/10
«Баллада о Штирлице» (1994)
Пластинка «Баллада о Штирлице» примерно наполовину состояла из песен, представленных на прошлом альбоме, но тем не менее в ней нашлось место экспериментам. Чего только стоят неожиданно тяжелые, хоть и редкие гитарные рифы в треках «Давай не будем» и «Она-она». В них, к слову, и вокал Укупника претерпевает приятные рок-н-ролльные изменения.
Как и на прошлом релизе, большая часть песен была записана на стихи Кирилла Крастошевского. Ему, кстати, стоит отдать должное — в совокупности с задорными, но несколько старомодными мелодиями Укупника его простые и в меру откровенные тексты звучали органично. Если в вашем графике нет лишних 57 минут, чтобы послушать каждую песню, советуем трек «Леди» и заглавную «Балладу о Штирлице».
7/10
«Сим-Сим, откройся!» (1995)
Вполне возможно, название этого альбома вызывает у вас определенные ассоциации со сказкой «Али-Баба и сорок разбойников». Этим заклинанием открывался вход в пещеру с сокровищами, но в одноименном сингле Укупника лирический герой использует фразу, чтобы заняться любовью со своей женой. Хоть автором песни числится не сам Укупник, стоит отметить актуальность композиции и по сей день. Многие современные рэперы посвящают плотским утехам отдельные треки, но им явно стоит поучиться изящным метафорам у старших коллег!
Помимо умеренно пошлой песни про Серафиму, на «Сим-Сим, откройся!» можно услышать и другие важные пасхалки для юных хип-хоп артистов. Например, в треке «Мадемуазель» Укупник упоминает люксовые бренды (в частности, Dior), изысканные французские блюда (десерт бланманже) и другие элементы роскошной жизни. Также певец хвастается любовными победами, но в итоге делает исключительно романтический вывод, что ради девушки он готов на все. Что касается музыкальной составляющей, то в этой пластинке инновационных решений замечено не было.
6/10
«Музыка для мужчин» (1996)
Альбом начинается с короткой интро-версии главного хита в карьере Укупника — «Пролог. Не женюсь». В треке-ските женщина спрашивает у Аркадия, куда он уходит, а певец отвечает «Я на тебе никогда не женюсь» (что было дальше, вы и сами знаете). Большинство песен на динамичном лонгплее Аркадий Семенович посвящает любви, отношениям с разными женщинами, расставаниям, и, возможно, одиночеству (но тут зависит от того, что на самом деле имел в виду его сонграйтер).
В треке «Тайное свидание» встречаются томные эдлибы артиста, в «Знойной женщине» восточные мотивы и хулиганские рифмы, а в «Глории» и вовсе внезапные звуки бочки. В остальном все на своих местах: поп-электронные ироничные композиции время от времени сменяются лирическими балладами, но Аркадий от наработанного стиля не уходит. На оценку оставляем, конечно же, классику — «Эпилог. Свадебный марш одинокого холостяка»! Главное — никогда не отправляйте эту песню своей девушке…
8/10
«Поплавок» и «Грусть» (1998)
98-й год был крайне продуктивным для Аркадия — тогда он выпустил сразу два альбома. Первый — «Поплавок» — сложно назвать кладезью бэнгеров, но кое-что нам все же понравилось. Допустим, энергичная «Бяка» — песня про непростые взаимоотношения с девушкой. На официальном YouTube-аккаунте Укупника мы не нашли этот трек, но зато отыскали фан-видео пользователя Владимира Бородкина (он снял полноценный клип в Калуге в 2010-м). Аркадий, если читаете этот материал — свяжитесь с Владимиром как можно скорее! Лучше уже ничего не будет.
5/10
Второй альбом 1998 года «Грусть» — идеальная музыкальная иллюстрация принципа «художник должен страдать». С первых нот становится ясно, что на этот раз Аркадию не до веселья (хоть несколько жизнеутверждающих композиций на релизе все-таки нашлось). Мы же обратили внимание на трек «Грусть»: проникновенную и неспешную поп-рок балладу можно обернуть в более современную обертку — тогда место в чартах (и сердцах старшего поколения) обеспечено. Также послушайте пропитанный энергией Франции «Мишель». На наш скромный взгляд, он бы не затерялся в сет-листе картины Жана-Пьера Жёне «Амели».
6/10
«Совсем другое кино» (2000)
В начале нулевых Аркадий Семенович окончательно завязал с исследованием музыкальных трендов и выпустил очень эстрадный релиз «Совсем другое кино». На удивление в него попала осовремененная версия песни «Грусть» (но мы настаиваем, что сегодня ее нужно освежить еще раз) и ремикс уже фирменной «Петрухи».
Темы текстов не изменились, и это нормально: поп-жанр в этом смысле ограничен, а авторы Укупника — это зачастую одни и те же люди. Из примечательного и в хорошем смысле забавного можем выделить трек «Великобритания», в котором Укупник рассказывает про гвардейцев в мохнатых шапках, птиц, поющих на английском, и людей, пьющих лишь пиво и виски. Впрочем, песни, навеянные путешествиями, у Аркадия всегда были неплохими.
4/10
«Не мои песни» (2005)
В релизе «Не мои песни» Укупник исполнял и в правду чужие песни. Ранее он выступал композитором большей части своих работ, но в этот раз на помощь пришли российские, итальянские, немецкие и бельгийские коллеги. Если резюмировать прослушанное, то можно сделать неутешительный вывод: звучит пластинка комично и странно, а не спасают ее ни заграничные композиторы, ни нафталиновая коллаборация с C. C. Catch, ни фит с Пелагеей.
К 2005 году Укупник начал тонуть в музыкальных самоповторах, но все же и в этом релизе мы смогли найти небезынтересную композицию — она называется «Колорадо». В веселом вестерне Аркадий поет об американском штате, своем оружии (карабине) и свободе. А заканчивается трек патриотичными строчками: «И пусть кричат буржуазные злюки. И пусть жуют свой гнилой ананас. А все равно по количеству клюквы не догонит Америка нас!»
2/10
«Крыльев у коров не бывает» (2006)
В 2006 году Аркадий Укупник представил свой последний на сегодняшний день лонгплей — с тех пор он выпускал лишь саундтреки, переиздания старых работ и изредка синглы. Хотелось бы написать, что напоследок Аркадий Семенович хлопнул дверью и раздал грува, как умеет… но нет. В ровном, но однообразном релизе артист безуспешно заигрывает с электронным звучанием и даже возвращается к озорным строчкам в песне «Хочу танцевать с тобой».
В остальном это абсолютно обычный альбом Укупника, в котором самое занимательное — это его невероятно чудаковатая обложка с летающей коровой. Среди винтажных шлягеров рекомендуем послушать «Ты меня позови» и «Рождественскую» (если по каким-то причинам вам надоела Last Christmas Джорджа Майкла, песня станет достойной альтернативой).
4/10
Сегодня кажется, что Укупник совсем отошел от музыки и занимается более серьезными делами — например, ставит Шекспира и мюзиклы про опричнину. Но мы надеемся на его камбэк как стопроцентного хитмейкера девяностых и нулевых. Ну и в конце концов давайте вместе поможем Аркадию Семеновичу с просмотрами на YouTube! Их там неприлично мало.
━━━━━
Никита Прунков