ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

И треснул мир напополам: как устроена киновселенная «Дозоров» Лукьяненко

Разбираемся, как блокбастеры про вампиров и нечисть стали народными хитами
кино

11 апреля родился писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. Он написал более 45 романов, но настоящую известность ему принесла серия «Дозоров» про борьбу сил Света и Тьмы. В день рождения писателя мы расскажем о двух культовых экранизациях его работ — «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре». В нашем материале разбираемся, как создавались картины и стоит ли смотреть их спустя почти двадцать лет.

Для съемок фильма наняли рекламщика

Экранизацией романов Лукьяненко занимался «Первый канал» совместно с Константином Эрнстом, а занять место режиссера пригласили Тимура Бекмамбетова. На тот момент в его портфолио не было примечательных фильмов, зато была запоминающаяся реклама.

Его самая известная работа — ролики для банка «Империал». Это были своего рода мини-фильмы в историческом антураже с актерами и драматургией. До Бекмамбетова такую рекламу (и по размаху, и по качеству) в России никто не делал. Цитаты из роликов сразу пошли в народ, на них стали делать пародии, а сама реклама получила приз на Международном кинофестивале в Хьюстоне в 1995 году.

Реклама определила Бекмамбетова как режиссера и стала толчком к большому кино. Он стер границу между искусством и маркетингом, что стало частью его творческого видения. Поэтому и к созданию «Дозоров» Бекмамбетов подошел как рекламщик.

«Продукт был уже придуман, а меня просто наняли его произвести. Никакого особого отличия от рекламы: клиент, агентство, идея продукта. Заказчик формулирует идею, ставит задачу, а я должен ее осознать, найти способ воплощения», — рассказывал он в одном из интервью.

О чем кино и как оно снято?

Действие «Ночного дозора» разворачивается в столице. Нас знакомят с миром, где есть силы Тьмы и силы Света — когда-то давно они договорились сосуществовать вместе, а для их контроля создали две организации — Ночной и Дневной дозоры.

Главный герой — обычный парень Антон Городецкий. Он идет к ведьме за приворотом после расставания с девушкой. Но ритуал прерывают — появляется Ночной дозор. Он и рассказывает Антону о силах Света и приглашает присоединиться к своей организации. Во второй части Антон становится подозреваемым в убийстве одного из сил Тьмы. Ему нужно распутать дело, а заодно попробовать спасти мир.

Кадр из фильма «Ночной дозор»
Кадр из фильма «Ночной дозор»

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о фильмах Бекмамбетова, — это продакт-плейсмент. В кадре постоянно мелькают бренды: Городецкий разговаривает по Nokia, водит пальцем по плакату с тарифом «Джинс» от МТС, а все москвичи пьют кофе из красной кружки с надписью Nescafe.

Сам режиссер считает, что такие приемы удачно вписываются в быт типичного жителя столицы 00-х годов. Да и сами предметы появляются в кадре не случайно: например, в красную чашку кофе падает винтик из самолета, который вот-вот потерпит крушение из-за проклятой героини.

Кадр из фильма «Ночной дозор»
Кадр из фильма «Ночной дозор»

Тем не менее авторское видение Бекмамбетова не ограничивается рекламой. Так, для «Дозоров» характерны длинные кадры, в которых камера пристально следит за предметами и удерживает внимание зрителя (налицо перекличка с Дэвидом Финчером). Как и его американский коллега, Бекмамбетов не сразу показывает героев, а начинает издалека: камера идет по водосточным трубам, шахтам и проводам, а после стремительно «врывается» в сцену.

Создатели проекта хотели сделать большое, не уступающее Голливуду кино — как в размахе съемок, так и в спецэффектах. Чего стоит проезд Жанны Фриске на красной Mazda по гостинице «Космос». Автомобильные трюки для нее снимали на трассе, а саму гостиницу отрисовывали в программе.

Кадр из фильма «Дневной дозор»
Кадр из фильма «Дневной дозор»

Еще одна эффектная сцена — падение Останкинской башни. Студии графики пришлось изучить чертежи, сфотографировать башню с разных точек и даже подняться на нее пешком. В итоге вышла полноценная модель, разрушение которой и увидели зрители.

Всего во втором «Дозоре» было использовано порядка 833 спецэффектов, над которыми работали 160 человек в разных городах России. Ранее отечественное кино не знало такого масштаба.

Кадр из фильма «Дневной дозор»
Кадр из фильма «Дневной дозор»

Какой блокбастер без крутой музыки? Никакой. Поэтому и для дилогии подобрали идеальный саундтрек от группы Uma2rman. По словам музыкантов, за песню им ничего не заплатили. Зато бодрый рэп про Антона Городецкого сделал группу популярной.

Для «Дневного дозора» выбрали более лиричную музыку в исполнении группы «Город 312». Слова «Останусь пеплом на губах, останусь пламенем в глазах» еще долго заставляли сжиматься от боли девичьи сердца.

Как зрители приняли фильмы и стоит ли смотреть их сегодня?

Эффектный фильм про нечисть в московском сеттинге стал модным маркером 00-х — казалось, что если ты не видел «Ночной дозор», то отстал от жизни. Но если на первую часть зрителей привел маркетинг, то на вторую люди пошли сами: всем хотелось узнать продолжение уже культовой истории.

«Ночной дозор» собрал на родине $16 млн и обогнал по сборам третью часть «Властелина колец», которая долгое время удерживала первое место. В мире проект заработал вдвое больше — почти $34 млн.

Критики и представители индустрии в целом положительно оценили фильм, разве что подметили сюжетные расхождения с книгой и обилие рекламы. Продюсер Сергей Сельянов писал, что зрители наконец поняли — русское кино есть. «Ночной дозор» оценил даже Квентин Тарантино, назвав Бекмамбетова одним из своих любимых режиссеров. А вот Алексею Балабанову фильм не понравился, он посчитал его нехудожественным.

ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

«Дневной дозор» критики приняли прохладнее, но зрители с ними не согласились: в России фильм собрал почти $32 млн, а в мире — почти $39 млн.

Конечно, многие сцены из «Дозоров» спустя почти двадцать лет выглядят несовременно. Но сейчас главным достоинством фильмов можно назвать не спецэффекты, на которые изначально ставили авторы. Бекмамбетов смог ухватить дух времени и заснять артефакты той эпохи — в том числе через рекламу брендов.

Сейчас просмотр «Дозоров» превращается в забавную игру: мы пытаемся найти в кадре знакомые предметы из 00-х. Это добавляет дополнительный постмодернистский смысл: зритель, вспоминая старые телефоны Nokia или кружки Nescafe, начинает ностальгировать. Предлагаем и вам предаться этому чувству и пересмотреть два «Дозора».

Мария Измайлова