За команду и двор: как работает психология спортивных фанатов
Многих из нас можно назвать чьими-то поклонниками: кто-то любит Рианну, а кто-то искренне увлечен гением Джонна Леннона. Однако трудно найти столь же самоотверженных фанатов, как спортивные болельщики. Некоторые из них настолько искренне радеют за победы и поражения любимой команды, что переживают их как собственные. Нередко эта одержимость доходит до драк. Почему же так происходит? Разбираемся.
Существует два типа болельщиков
Первые как бы наслаждаются отраженной славой. В английском языке их сокращенно называют BIRGing. Эти люди по-настоящему ассоциируют себя с любимой командой.
Исследования показывают, что их самочувствие улучшается после победы
тех, за кого они болеют. От таких фанатов можно часто услышать «мы победили» или «мы проиграли». При этом психологи отмечают: когда они говорят «мы», то имеют в виду и себя тоже. Такие фанаты часто носят символику любимой команды и посещают все ее матчи.
С другой стороны, есть те, кто отрекаются от спортивного клуба в тот момент, когда он проиграл, — CORFing. Например, они ругают игроков после поражения и искренне удивляются, как «они могли допустить столько ошибок и пропустить тот гол». Таким способом данный тип фанатов как бы дистанцируется от спортивной неудачи. Людей типа CORFing нельзя назвать постоянными. Такие болельщики могут отказаться от команды, если та будет проигрывать.
Данная психологическая концепция объясняет, почему люди реагируют на победы и поражения по-разному.
Почему те, кто наблюдают за игрой, такие странные?
Люди во время матчей часто ведут себя необычно. Бывают даже те, кто рвет на себе одежду, несмотря на то, что окружены тысячами свидетелей.
Психологи объясняют это тем, что спортивные болельщики особенно сильно подвержены суеверному поведению, при котором случайные события объясняются неслучайными причинами. Другими словами, фанаты искренне верят, что их действия напрямую влияют на ход игры. Причем это относится не только к тем, кто следит за ней в живую, но и к тем, кто смотрит матч по телевизору. Именно поэтому они могут громко кричать, топать и совершать другие странные вещи во время игры. Таким образом, если во время предыдущего матча команда забила именно в тот момент, когда фанат порвал на себе любимую майку, то он может попытаться повторить этот трюк и в следующий раз.
Кто не с нами, тот враг
Разъяренные болельщики могут устроить настоящие разборки за честь команды. Они терпеть не могут тех, кто поддерживает соперников их клуба. Специалисты считают, что подобное поведение обусловлено так называемым ингрупповым фаворитизмом. Это социально-психологический феномен, который выражается в том, что люди всячески поддерживают членов собственной группы в ущерб членам другой.
Именно поэтому болельщики одной команды стремятся всеми возможными способами навредить тем, кто находится в противоположном лагере. При этом вступающие в подобные конфликты фанаты отличаются только тем, за какую команду они болеют. Между тем обе агрессивно настроенные группировки в мельчайших подробностях осведомлены о каждом шаге любимого клуба и следят за ним с религиозным фанатизмом, который толкает их на необдуманные и даже жестокие поступки.
Как же выстраивать отношения с такими людьми?
К сожалению, «отлучить» преданных фанатов от любимого клуба практически невозможно. От этого часто страдают те, кто связан с ним эмоциональными отношениями, например, партнеры и сожители, которые не заинтересованы в хоккее или футболе.
Психологи считают, что самым простым способом ужиться с таким человеком будет та или иная степень вовлеченности в его хобби: можно попробовать выучить основные правила или хотя бы постараться запомнить имена игроков.
С другой стороны, можно найти себе собственное увлечение: оно будет отвлекать вас во время спортивных «запоев» партнера и поможет не чувствовать себя одиноко.
И, конечно, не стоит ревновать к матчам: важно понимать, что эмоции, которые человек испытывает по отношению к любимому клубу, совсем не похожи на те, что он ощущает рядом с вами. Поэтому не стоит ставить одержимого поклонника перед ультимативным выбором «я или „Динамо“». Дайте болельщику выплеснуть эмоции и проводите с ним время в тот момент, когда его голова не забита спортом.