Kirk Cameron/Unsplash
Kirk Cameron/Unsplash
общество

Семейный альбом и генеалогическое древо: как заинтересовать ребенка историей своей семьи

«Детей в первую очередь интересуют они сами. Поэтому будет полезно указать на их сходство с тем или иным родственником»

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый пятый россиянин плохо знает историю своей семьи. На самом деле выяснить, чем занималась в молодости бабушка и за какие заслуги прадедушка получил военные ордена, не так сложно. А если у вас есть дети, можно заняться этим вместе с ними и превратить поиски в добрый семейный ритуал. Мы спросили у генеалога, историка и семейного психолога, как пробудить у ребенка интерес к истории своих предков, что в этом поможет и как поступить, если он не готов к такому разговору.

«Оформите семейный альбом с фотографиями и подписями к ним»

доктор исторических наук
Дмитрий Громовдоктор исторических наук

Если ребенок хорошо относится к бабушке или дедушке, то он, скорее всего, хорошо отнесется и к тому, чтобы узнать об их жизни. Однако бывает, что интерес просыпается в разном возрасте: у кого-то в детском саду, у кого-то — в школе, а у кого-то уже после совершеннолетия. Для детей важен пример, поэтому если они увидят интерес со стороны родителей к пожилым родственникам, то, вероятно, и сами потом его проявят.

Узнать о жизни своих предков и старших родственников можно в семейных мемуарах. К сожалению, сейчас не принято записывать личные воспоминания. А это очень полезная практика. Для начала достаточно расспросить старших членов семьи — например, бабушек и дедушек — об их жизни. Запишите все это на диктофон и потом расшифруйте. Этот материал будет полезен как нынешнему, так и следующим поколениям.

Поговорить о прошлом будет интересно и самим пожилым людям. В большинстве случаев они с удовольствием и душевным трепетом расскажут о своем детстве, молодости. Для них это эдакий сеанс психотерапии. Хотя бывает, что люди предпочитают скрыть детали своей жизни.

Другой вариант для погружения в историю своей семьи — оформление семейного альбома, включающего фотографии и подписи к ним. Ведь часто семейные архивы наполнены снимками с неизвестными людьми. Сделайте бумажный и электронный формат альбома на случай потери первого.

«Можно поехать с ребенком в место, связанное с предками»

генеалог
Виталий Семеновгенеалог

Детям нужно знать историю своей семьи только в том случае, если мы хотим, чтобы они, когда станут взрослыми, чувствовали себя принадлежащими к этой истории. Выберите форму, в которой вы будете рассказывать ребенку о его предках. Например, мой ребенок лучше воспринимает информацию в форме шуток, примеров из прошлого и разных интересных историй.

Другим детям может больше подойти форма активного взаимодействия. Так, можно съездить на кладбище к бабушке и убраться вместе на могилке, по ходу чего рассказать ребенку о ее жизни. Можно поехать вместе в места, связанные с предками — поле, где во время Великой Отечественной войны воевал дед, или церковь, где крестили вас и ваших родителей. Таким образом дети запоминают историю через действие.

Если взрослые сами не так много знают о жизни своих бабушек, дедушек и родителей, то имеет смысл вместе организовать поиски и привлечь к этому ребенка. Постоянно проговаривайте, что вы делаете и что собираетесь узнать. Вроде: «Я не знаю, где родилась прабабушка. Чтобы узнать точное место, я отправил запрос в архив». Так вы погрузите ребенка в настоящий детективный сериал. Он поймет, что раз вы посвящаете время этой теме, значит, это по-настоящему важно.

Обязательно всю найденную информацию фиксируйте в бумажном формате. В идеале в нескольких копиях. Я всегда говорю своим клиентам, что родословные книги не могут быть написаны раз и навсегда. Их нужно периодически обновлять: в среднем раз в 5-10 лет. А параллельно с тем любую ценную информацию собирайте в специальные папки. Если эти труды не прочитают ваши дети, то их могут найти внуки, а потом и их дети. Поэтому помните, что все не зря.

«Укажите ребенку на сходство с родственником, тогда он заинтересуется его жизнью»

семейный психолог
Ольга Бобинасемейный психолог

Детям не просто так предлагают выполнить задания, связанные с историей семьи, именно в начальной школе. Это возраст, когда ребенок уже более-менее сформировался и может осознанно подойти к серьезной и важной теме. Но это не значит, что говорить с ним раньше об истории семьи не нужно — наоборот, коммуникация с бабушками и дедушками очень даже полезна с точки зрения поколенческой связи.

Для детей очень важен формат информации — тем, кто помладше, проще воспринимать ее визуально. Если речь о семейной истории, то здесь будут уместны не просто рассказы, но и фотографии. Здорово, если внедрить небольшой интерактив: купить ватман и нарисовать с ребенком генеалогическое древо своей семьи.

Так он лучше усвоит и, вообще, поймет, как устроены семейные связи и сколько у него родственников. Также можно использовать гаджеты, язык которых во многом детям куда более понятен. Скачайте программу, где тоже можно нарисовать древо. Возможно, ребенок вдохновится и захочет продолжать его заполнять и без родителей.

Программы для составления генеалогического древа

— Roots Magic Essentials (бесплатно);

— Gramps (бесплатно);

— Древо Жизни (от 900 руб. или пробная лицензия).

Не стоит забывать, что детей в первую очередь интересуют они сами. Поэтому будет полезно указать на их сходство с тем или иным родственником по цвету глаз, черте характера или телосложению. Тогда ребенок будет ассоциировать себя с этим человеком и у него возникнет интерес узнать о нем больше.

Бывает, что ребенок отказывается говорить с родителями и родственниками на серьезные темы. В таком случае старшим не стоит настаивать в духе «ты должен знать», иначе это вызовет сопротивление и отторжение. Лучше ненавязчиво в присутствии детей вспоминать о родственниках — и, может быть, тогда в них проснется интерес к их жизни.