Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вячеслав Прокофьев/ТАСС
культура

Наследие Зайцева и Юдашкина: как кутюрье изменили советскую и российскую моду

Оба модельера смогли прорваться сквозь железный занавес и доказать, что в стиле Советский Союз может составить конкуренцию Западу

С разницей в несколько дней из жизни ушли сразу два знаменитых кутюрье — Вячеслав Зайцев и его ученик Валентин Юдашкин. Хоть модельеры были из разных поколений, они принадлежали к одной эпохе. Кутюрье параллельно создавали русскую моду и открывали ее Западу, который чествовал смелых и аутентичных дизайнеров, родившихся в закрытом СССР. Вспоминаем жизненные пути Зайцева и Юдашкина и разбираемся, как они изменили модную индустрию.

Мальчик, вышивающий цветы

Зайцев родился в столице текстильной промышленности Иваново в семье репрессированного военного и уборщицы. Чтобы мальчик не маялся без дела, мать научила его вышивать. Маленький Слава собирал цветы, рисовал их, а потом вышивал. После школы Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, где выучился на художника. Потом молодой человек продолжил обучение текстильному делу в Москве.

Трепетов Борис/Фотохроника ТАСС
Трепетов Борис/Фотохроника ТАСС

После завершения учебы с отличием Зайцева распределили в Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в Бабушкинском районе и назначили худруком. Там он разработал спецодежду для работниц сельской местности: вместо невзрачных советских стандартов модельер предложил яркие краски и народные мотивы. Совет раскритиковал коллекцию из пестрых телогреек, расписных гуашью валенок и юбок из павлопосадских платков и в наказание перевел Зайцева в отдел производства ширпотреба без возможности заниматься дизайном одежды.

Однако на форму с народными мотивами успел обратить внимание французский еженедельник Paris Match, который вскоре взял интервью у 24-летней восходящей звезды. Статья вышла под заголовком «Он диктует свою моду Москве» (Il dicte sa mode a Moscou). Когда в мире моды услышали о Вячеславе Зайцеве, с ним захотели познакомиться известные дизайнеры Пьер Карден, Ги Ларош и Марк Боан. Для встречи с модельером они специально прилетели в Москву. В мировой прессе Зайцева прозвали «красным Диором».

На фоне мировой славы Зайцеву предложили стать художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, где он в итоге проработал 13 лет. В 1969 году несколько женских нарядов, разработанных Зайцевым, показали в Музее современного искусства в Нью-Йорке. После выставки модельеру предложили открыть магазины одежды в западных странах, но Советский Союз запретил. Зайцев не мог покинуть СССР вплоть до 1986-го.

Геннадий Попов/ИТАР-ТАСС
Геннадий Попов/ИТАР-ТАСС

В 1988 году под брендом Slava Zaitsev модельер представил во Франции и Германии свою самую известную коллекцию «Русские сезоны» с использованием павловопосадских платков и жостовской росписи. Платье «Россия» из линии получило Гран-при на Всемирном фестивале моды.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, Зайцев устроился на фабрику № 19 на проспекте Мира, где поднялся с должности худрука до директора. Здесь мастер создал авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture.

Ученик кутюрье

Валентин Юдашкин родился в еврейской семье на 25 лет позже Вячеслава Зайцева. После службы в армии он поступил в Московский индустриальный техникум. Преддипломную практику юноша прошел в Московском доме моды под руководством самого Зайцева. Техникум будущий дизайнер окончил с отличием.

«Нас объединяла совместная работа, я посещал его мастер-классы, фотосессии, он приглашал меня в командировки, на встречи. Это было познавательно, масштабно, красиво», — вспоминал Юдашкин. Вскоре Валентина приняли в Центральное проектно-конструкторское бюро при Министерстве бытового обслуживания РСФСР на должность старшего художника.

В 1987 году Валентин создал свою первую коллекцию «Русь изначальная», а на следующий год основал фирму Vali-Moda. Одновременно с тем Юдашкин в качестве стилиста работал с артистами советской эстрады Людмилой Гурченко, Лаймой Вайкуле и Аллой Пугачевой. Как и работы Вячеслава Зайцева, платья Юдашкина высоко отмечали в Париже.

Кавашкин Борис/Фотохроника ТАСС
Кавашкин Борис/Фотохроника ТАСС

Признание Юдашкину принесла коллекция «Фаберже», вдохновленная ювелирными яйцами. В 1991 году Валентин представил линию лично на Неделе высокой моды в Париже. Впечатленные платьями французы даже решили выкупить несколько экземпляров для Лувра и Калифорнийского музея моды.

Юдашкин был единственным российским кутюрье, который состоял в парижский Синдикате высокой моды. Как и Зайцев, Юдашкин открыл собственный Дом моды — Valentin Yudashkin.

«Настоящая русская душа»

Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин одинаково пользовались спросом среди звезд эстрады и первых лиц страны. Зайцев придумал знаменитый балахон для Аллы Пугачевой, отшил наряды для Людмилы Гурченко и Филиппа Киркорова, разработал костюмы для героев советских кинофильмов «Безымянная звезда» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Тем временем Юдашкин создавал костюмы для олимпийской сборной России (в 1994 и 1996 годах), для мужской и женской сборной по футболу (1999 год), разработал дизайн для парадной формы военнослужащих ВС РФ (2008 год), сотрудничал с маркой Disney (2009 год) и Центром амурского тигра. При этом работы Валентина нравились первой леди СССР Раисе Горбачевой, а также Селин Дион и Леди Гаге.

Когда творческие пути модельеров пересекались, вместо соперничества они лишь поддерживали друг друга. «Там такая русская настоящая душа. Он всегда был первым и остается первым русским художником. Поэтому делить места даже неприлично и некрасиво», — говорил Юдашкин.

Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Сегодня наследие обоих модельеров хранится в музеях по всему миру. А русские традиции в дизайне Зайцева и Юдашкина находят отражение в работах их учеников. Оба успели открыть школы моды, где готовят новых профессионалов индустрии.