культура

Почему нам не нужно «Шоу Воли», а сам «гламурный подонок» больше не смешной

Этот дерзкий заголовок — не попытка поддеть действительно успешного шоумена. Спасибо Павлу за детство, но, кажется, пора остановиться (либо измениться)
Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

На телеканале ТНТ вышел первый выпуск «Шоу Воли» — юмористической авторской программы одного из самых популярных комиков страны Павла Воли. В сети передачу окрестили заменой «Вечернего Урганта», однако отметили, что до уровня оригинала авторам еще далеко. Редакция «Постньюс» посмотрела новое лэйт-найт-шоу и также осталась не в восторге. В связи с этим мы решили разобраться, почему юмор Павла Воли перестал быть актуальным, а его попытка стать «новым Ургантом» — это не более чем бой с тенью, который он заведомо проиграл.

Ретроспективный анализ. Павел Воля когда-то был смешным?

Нравится вам это или нет, но в середине нулевых Comedy Club был глотком свежего воздуха на российской юмористической сцене. В то время объединение молодых комиков — в большинстве выходцев из КВН — стало антитезой политкорректной и жанрово скованной передачи Александра Маслякова. Одним из ее хедлайнеров был как раз таки наш герой — «гламурный подонок» Павел «Снежок» Воля. В ранних выпусках действительно гламурный Воля выходил на сцену с сигаретой под зажигательный трек M.O.P. & Busta Rhymes — Ante Up.

Принцип выступлений был простой: комик объявлял гостей, попутно подстебывая их. Воля акцентировал внимание на их внешнем виде, якобы низком уровне эрудиции (в этом экс-учитель русского языка был явно сильнее некоторых представителей шоубиза) и других мелочах. Так он умудрился поругаться с королем анекдотов Романом Трахтенбергом. Воля назвал шоумена «человеком-передозировкой хной» и посмеялся над его именем. Похожая история произошла и с группой «Отпетые мошенники», которая даже покинула шоу.

Воля действовал по понятной юмористической стратегии — его шутки строились на неожиданных социально неуместных темах, стереотипах и убеждениях. Кроме того, он вставал на место зрителя и говорил все, что у обычных людей было на уме. Для остроумного и хамоватого «Снежка» не было авторитетов — он мог поиздеваться над карикатурными рэперами, возвышенными светскими львицами и другими культурными деятелями. С поправкой на время и отсутствие конкурентов стоит сказать, что Воля был вполне органичным и забавным.

Из-за чего случился поворот не туда?

С годами Comedy Club стал народной программой, а Воля интегрировался примерно во все виды медиадеятельности — он снимался в ТНТ-шных фильмах, писал своеобразный рэп (помните трек «Офигенно»?), был ведущим разных программ, писал стихи и даже выпускал книги. За почти 20 лет на телевидении Воля проделал колоссальный путь от хулиганистого комика-фрешмена до настоящего мэтра комедии, которого любят за его прямолинейность и яркую подачу материала.

Вместе с тем несколько раз менялся формат его выступлений. Сегодня Павел меньше взаимодействует с селебрити и чаще выступает с небольшими стендап-номерами и в паре с другими комиками. И все бы ничего, но у Воли уже давно прослеживается кризис жанра, а если точнее — откровенная стагнация. Это можно связать с тем, что его юмор не пережил проверку временем, а взгляды не претерпели изменений.

Сексизм и другие пороки современного общества в шутках Павла практически лишились изящества. В 2007 году на премии MTV его реплики в сторону Памелы Андерсон по типу «Ай эм Томми Ли ин Раша» казались смелыми и необычными. Но монолог про женщин, которые не умеют готовить, в 2019-м — это просто странно. Примерно то же касается и шуток про младшее поколение: будучи хип-хоп-исполнителем, Воля с опозданием смеется над сленговым выражением «Эшкере» и отсутствием смысла в ньюскульном рэпе.

Последние годы складывается ощущение, что Воля спрятался в своем «Камеди»-мире, где интерактивные заходы про нелепость Филиппа Киркорова и расставания знаменитостей — это все еще остро и нетривиально. Воля заметно уступает молодым коллегам — за годы работы его комедия наблюдений никак не изменилась. Экспрессия, преувеличение, конфликт (полов или поколений) и обилие клишированных акт-аутов — вот из чего состоят его сегодняшние выступления.

Как Воля стал моральным камертоном и растерял свой шарм

Когда-то телеведущий Александр Гордон пытался вступить в полемику с резидентами «Камеди», обвинив их юмор в низком уровне морали. На это Павел Воля лаконично ответил, что не собирается никого воспитывать и нравственно подвигать, ведь это личное дело каждого родителя и ребенка. Вместе с тем шоумен процитировал создателя сериала «Симпсоны» Мэтта Гроунинга: «Чтобы ваш сын не был похож на Барта Симпсона, надо, чтобы вы не были Гомером Симпсоном».

Но с годами Павел Воля и сам стал напоминать моралиста не меньше Гордона. В своей песне «Диалог» он удивляется, как абстрактные женщины «торгуют телом», и желает им гореть в аду. Автор недоумевает, почему молодежь не хочет работать, а вместо этого только «тусуется ночью», погрязнув в «наркоте». И да, с годами всем свойственно меняться — в этом Воля не исключение. Тем более, что он теперь ответственный муж и отец.

Главная проблема нового Воли даже не в этом (и не в том, что его олдскульное прозвище «Снежок» и в целом образ имели вполне разнузданные ассоциации). Слабая сторона Павла как комика заключается в его нежелании прогрессировать и идти в ногу со временем. Пока его коллеги активно коллаборируют с младшим поколением, Воля уверен — его юмористический механизм и так работает.

А что там с новым шоу?

Некогда адепт жанра прожарки в России перестал держать руку на пульсе — его монологи представляют собой довольно поверхностные и скучные пассажи, которые все слышали много раз. Конечно, Волю это не особо волнует: он преуспел в бизнесе — помимо бренда одежды и раскрученных соцсетей у него даже есть курсы по юмору. Ранее комик смеялся над курсами по визуализации успеха, но вы не понимаете: учить шутить — это другое.

Также он крайне востребованный телеведущий. Правда, его новое шоу получилось весьма вторичным и малосмешным. Структурно это обычный лэйт-найт, где ведущий рассказывает о последних новостях. Помимо этого в нем есть приглашенные звездные гости, музыкальный номер в конце и рубрика с Ильей Соболевым. В первом выпуске комики неоригинально шутили про дороги в России, дорогой туризм и американскую политику.

С первым гостем Гариком Харламовым Воля играл в рулетку (они ели сверчков и клубнику с майонезом) и обсуждал личную жизнь, а со вторым — Бастой — пел его культовую композицию «Моя игра» (ей исполнилось 25 лет). В привычном стиле Воля высмеял контент российских звезд в соцсетях и даже пригласил в передачу подростка в рамках рубрики «Человек, достойный телевизора». Символично, что премьера «Шоу Воли» пришлась на день рождения Ивана Урганта.

Смотреть это мы не советуем, но искренне верим, что у Воли еще есть порох и он сможет реинкарнироваться в качестве комедианта. Мы ему не советчики, но кулачки все равно держим. Рок-звезда телика нулевых, как-никак.

Никита Прунков