культура

Игрушка, которая изменила мир: почему дети обожают куклы Барби

Когда-то американка Рут Хэндлер хотела порадовать свою дочь. Теперь ее куклами вдохновляются миллионы девочек, а в Голливуде снимают о них фильмы
Elena Mishlanova/Unsplash
Elena Mishlanova/Unsplash

Студия Warner Bros. Pictures показала новый трейлер фильма «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. Романтическая комедия Греты Гервиг появится на больших экранах в июле, однако уже сейчас ей пророчат громкий успех и номинации на кинонаграды. К слову, около месяца назад самой известной кукле мира исполнилось 64 года — не юбилей, конечно, но чем не повод вспомнить историю появления Барби и порассуждать о ее влиянии на детей и индустрию игрушек. Вперед!

Кто придумал Барби

В 1950-х американка Рут Хэндлер обратила внимание, что ее дочь и другие дети чаще играют с бумажными взрослыми куклами, а не малышами-пупсами. Тогда Хэндлер поняла — детям куда интереснее моделировать ситуации из жизни старшего поколения, нежели нянчиться с младенцами. К тому моменту у Рут и ее мужа Эллиота Хэндлера уже была компания Mattel — она занималась производством музыкальных игрушек и других детских принадлежностей.

В 1959 году Mattel выпустила первую партию кукол Барби — свое название они получили в честь дочери Рут Барбары. Всего было две версии кукол (брюнетка и блондинка) с достаточно простой комплектацией. Поначалу кукла не пользовалась популярностью и вызывала споры среди родителей из-за фигуры и вызывающего вида, но позднее ситуация изменилась — за неимением конкурентов Барби стала одной из самых узнаваемых и любимых игрушек американских детей.

Вымышленная биография Барби

Барбара Миллисент Робертс (полное имя Барби) родом из городка Уиллоус, штат Висконсин. В 1961-м привлекательная молодая девушка, которая работает моделью, познакомилась со своим бойфрендом Кеном Карсом. Его Рут и Эллиот назвали в честь сына Кеннета. Согласно официальной легенде, они не женаты и один раз расставались. Видимо, когда Mattel приостанавливали производство Кена.

Среди референсов Барби была немецкая героиня комиксов — блондинка Бильд Лилли, из которой тоже со временем сделали куклу. Игрушка не стала хитом, но Mattel перестраховалась: чтобы избежать судебных проблем из-за плагиата, она выкупила права на Лилли и перестала ее производить.

В последующие годы компания сделала редизайн Барби, постепенно омолаживая взрослую девушку с ярким макияжем. Предприятие регулярно выпускало новые актуальные наряды и аксессуары для «модели-подростка» и вводило в ее вселенную новых персонажей вроде подруги Мидж.

Как Барби захватила мир

С 1960-х годов и до 2000-х куклы Барби были единоличным лидером рынка: по разной информации, на пике популярности каждую секунду в мире покупалось две игрушки бренда. Феномен Барби заключался не только в сравнительно низкой цене (в 1959 она стоила 3$), но и в грамотной маркетинговой стратегии. Mattel стал одним из первых производителей детских игрушек, запустивших рекламную кампанию на телевидении.

Создатели тщательно исследовали свою целевую аудиторию и их родителей, проводя социологические опросы. Стало понятно, что одной модной одежды для Барби недостаточно, и они стали вводить профессии: так появились Барби-медсестры, балерины, стюардессы и др. Прогрессивность кукол сохранялась вплоть до ухода Эллиота и Рут Хэндлеров из Mattel в 1975 году.

Несмотря на то, что авторы Барби покинули компанию, Mattel долго удавалось сохранять позиции — они также интегрировали Барби в кино и литературу. В период 1980-х по 2000-е про куклу выпустили несколько телепроектов («Барби и рокеры: Неземное великолепие», «Барби и The Sensations: Обратно на Землю», « Танцуй! Тренировка с Барби») и книг («Лето Барби в Нью-Йорке», «Приключения Барби для чтения вслух» и др.)

С первой реальной конкуренцией кукольный монополист столкнулся в нулевых, когда появились игрушки Bratz. К тому моменту Барби обрели консервативный образ: вместо того, чтобы идти в ногу со временем, они не обращали внимание на социальные изменения и оставались олицетворением гламура.

Тем временем Bratz предлагали детям более современных кукол разных национальностей и с большим разнообразием в одежде и увлечениях. Игрушечные девушки выглядели ярко, провокативно и модно, из-за чего девочкам хотелось ассоциировать себя с ними, а не с идеальной леди Барби. К 2006 году производитель буквально отвоевал 40% мирового рынка кукол для девочек и умудрился посудиться с Mattel.

Сегодня открытого конфликта между компаниями нет, а Mattel наконец вернулись к концепции Рут Хэндлер, которая продвигала разнообразие и инклюзивность. Теперь есть Барби с ограниченными возможностями, игрушки разного роста, комплекции, цвета кожи и характера. Во многом это повлияло и на доходы компании — в этом она, судя по всему, победила главного соперника. В прошлом году Mattel заработала на своих куклах порядка $1,5 млрд, а вот про Bratz информации в сети толком нет. Тем не менее в защиту Bratz стоит сказать, что они устраивают модные коллаборации и пользуются популярностью в TikTok.

Mattel
Mattel

Это хорошая игрушка для детей?

Конечно, куклы Барби часто сталкивались с критикой. Представительницы фем-движений обвиняли производителя в сексуальной объективации и навязывании стандартов красоты, другие — в том, что кукла пропагандирует праздный образ жизни. Тем не менее последние коллекции Барби — сигнал о том, что компания способна меняться.

Член Федерации психологов образования РФ Юлия Челышева считает, что куклы Барби с протезами помогают детям с ограниченными возможностями социализироваться и знакомиться с правилами поведения в обществе. Западные исследователи заметили, что всего несколько лет назад дети негативно относились к куклам с неидеальным телосложением и считали более полную версию «неудачницей». Хочется верить, что такая тенденция прекратится, а Mattel продолжит бороться с детской предвзятостью.

Больше 60 лет Барби удерживает статус главной куклы для девочек. Совсем скоро в кино выйдет фильм с Марго Робби и Райаном Гослингом, и уже не только дети, но и мы с вами окунемся в сладкую жизнь героев ярко-розового Барбиленда.

Никита Прунков