Самая свободная женщина: как жила и творила Симона де Бовуар

Разбираем путь писательницы — от католической школы до «Библии феминизма»

115 лет назад родилась французская писательница и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар. Она получила несколько престижных премий, написала культовую книгу для всех феминисток «Второй пол», а также закрутила один из самых известных и спорных романов XX века с Жан-Полем Сартром. Рассказываем, как складывался путь Симоны в философии и любви.

Как Симона де Бовуар стала одной из самых известных женщин прошлого века?

Симона де Бовуар родилась в 1908 году в Париже в зажиточной буржуазной семье с аристократическими корнями. Родители Симоны — юрист и дочь крупного банкира — отправили ее в католическую школу, где Симона получила хорошее образование. Позже ее родители разорились. Это лишило Симону приданого и уверенности в стабильном будущем.

В детстве Симона была яростной католичкой: она посещала все церковные службы, часто причащалась и неистово молилась. Позже набожность переросла в воинствующий атеизм. Одной из причин стал аббат в церкви. «Его дурацкая рука давила мне на затылок, заставляла ниже опустить голову, обратить лицо к земле, до самой смерти она будет принуждать меня… ползать по земле», — вспоминала Симона.

В другой раз кризис веры произошел, когда она попросила бога о помощи: «Однажды ночью я потребовала, чтобы бог, если он существует, дал о себе знать. Он был нем как рыба, и я больше никогда не обращала к нему ни слова». Впоследствии религиозный кризис и жизнь в эпоху между двух мировых войн подтолкнут ее к философии экзистенциализма.

Интерес к литературе Симоне привил ее отец. В 15 лет она начала читать модных интеллектуальных писателей — Поля Валери, Андре Жида, Поля Клодели. В 1925 году Симона закончила школу, после чего изучала математику в Католическом институте Парижа и филологию в Сен-Мари-де-Нейи. После поступила в Сорбонну и стала девятой женщиной, окончившей этот университет. Позже она сдала экзамен (по российским меркам — кандидатский минимум) и заняла второе место в общефранцузском рейтинге, уступив первое Жан-Полю Сартру (в университете она и познакомилась с главной любовью всей жизни).

В 1943 году Симона опубликовала первую работу «Она приехала, чтобы остаться». Хоть это не философский роман, в нем появляются будущие ростки экзистенциализма: в книге есть размышления о проблемах отношений и совести. В 1945-1946 годах вышли еще два романа «Кровь других» и «Все люди смертны» — в них Симона исследовала природу самого человеческого существования.

Позже она вместе с Сартром основала журнал Les Temps Modernes. Там Симона де Бовуар и напечатала фрагменты своей культовой работы «Второй пол». Книгу полностью опубликовали в 1949 году, и она сразу получила титул «Библии феминизма».

Почему «Второй пол» — культовая книга?

Парадоксально, но до выхода книги Симона не считала себя феминисткой и признавалась, что до сорока лет не ощущала на себе проблемы женщин в обществе. Она писала, что жила в «положении интеллектуалки» и вращалась в прогрессивных кругах. Для нее не было проблемой конкурировать с мужчинами в стенах университета, потому что там ценили ум и образованность. Также Симона не хотела детей и семью в классическом понимании этого слова, поэтому не сталкивалась с типичными проблемами домохозяек. Она существовала в неком пузыре.

В женские проблемы Симона погрузилась во время написания книги: она стала наблюдать за окружением и поняла, с чем сталкивается среднестатистическая женщина. При этом «Второй пол» нещадно критиковали. Например, американская писательница Дрейда Баир обвинила Симону в «бессознательном женоненавистничестве», а британская поэтесса Стиви Смит посчитала, что книга хоть и написана о женщинах, но Симона их не любит, ей и самой не нравится быть женщиной. Также автора обвиняли в описании проблем с точки зрения среднего класса с искаженным личным восприятием.

При этом все равно большинство современников и исследователей приняли вклад Симоны в философию и феминистское движение. Например, она первая ввела формулировку «женщинами не рождаются, а становятся» — это легло в основу разделения пола и гендера. В дальнейшем гендер посчитали аспектом идентичности, который постепенно приобретается в течение всей жизни.

Симона анализировала и пыталась разобраться, что же такое «женская судьба», должна ли женщина заниматься сексом только ради продолжения рода, может ли женщина занимать то же место в мире, что и мужчина. Симона считает, что мужчины создали такой мир, в котором женщине отведены только вторые роли — отсюда и название «Второй пол».

Симона утверждала, что быть женщиной — это не только принадлежать к определенному полу, а быть совокупностью эмоций, представлений, паттернов определенного поведения. Сегодня с этим вряд ли кто-то будет спорить, но на момент написания книги подобные мысли были прорывными. Книга издавалась миллионным тиражом и до сих пор остается важным объектом исследования как для простых женщин, так и для специалистов во многих областях.

А как складывались отношения с мужчинами у самой Симоны де Бовуар?

С главной любовью своей жизни Симона познакомилась в университете. Низкорослый очкастый Жан-Поль Сартр ей сразу не понравился, зато она ему — очень. Он позвал ее на свидание, но Симона не пришла. Вместо нее появилась ее сестра — Элен де Бовуар, которая сообщила, что Симоны не будет. Удивленный Сартр поинтересовался, как Элен так быстро поняла, к кому подойти, и получил такой ответ: «Меня предупредили, что будет ждать человек маленького роста, в очках и страшно несимпатичный». Так и началась одна из самых величайших историй любви XX века.

Позже судьба снова их свела при подготовке к экзамену по философии. Тогда же и появилось прозвище Симоны — бобер. Этой кличке она будет верна до конца жизни. В начале романа Сартр и Симона решили (в основном, с подачи Сартра, сама Симона сначала пришла в замешательство от такого предложения), что им подходят свободные отношения. А вместо официального брака — «манифест любви».

Общая интимная жизнь их не сильно удовлетворяла, поэтому Сартр закрутил роман со студенткой Симоны. В своих дневниках она писала, что испытывает жуткую ревность, особенно к интимным подробностям, которыми спешил поделиться Сартр. При этом любви в паре все равно было много: Сартр с каждым днем все больше понимал, что Симона становится ему все нужнее и ближе и как тяжелы дни вдали друг от друга. На этом фоне, чередуя жгучую ревность и любовь, Симона начала писать роман о конфликте между любовью и независимостью.

В какой-то момент Симона закрутила роман со своей ученицей — то ли правда от страсти, то ли от ситуации, в которую ее поставил Сартр. Дальше случилась круговерть романов: с женихом ученицы, с бывшей пассией Сартра и множеством других мужчин и женщин.

Что же их держало вместе больше 50 лет? Банально, но любовь. Как бы не страдала Симона, как бы Сартр не гонялся за первой встречной юбкой, но настоящие искренность и понимание были только между ними двумя. Роман закончился со смертью Сартра: Симона пережила свою любовь на шесть лет и была похоронена рядом с ним. Подводя итоги их любовных отношений, Симона написала в своем дневнике: «Его смерть разлучает нас. Моя соединит нас снова».

━━━━━

Мария Измайлова