культура
Алексей Дружинин/ТАСС
Алексей Дружинин/ТАСС

8 ноября — день рождения КВН. Игра все еще актуальна?

КВН часто критикуют, но даже его клоны в конечном счете следуют формуле Маслякова

8 ноября 1961 года вышел в эфир первый выпуск «Клуба веселых и находчивых» — самой популярной юмористической передачи в СССР и России. Эта дата с 2001 года отмечается как Международный день КВН. Игра породила огромное количество успешных комиков, среди которых мэтры юмора вроде Хазанова и Задорнова, а также представители «новой школы» — Воля, Гудков и другие. Мы не будем пересказывать всю историю программы, а вместо этого попробуем разобраться: какое место занимает КВН в современной комедии и за что критикуют империю Александра Маслякова?

Вы можете не смотреть КВН. Но вы все равно смотрите кавээнщиков

КВН — крайне консервативная передача, и к сегодняшнему дню многие ее аспекты успели набить оскомину зрителю: беззубые шутки и заискивание команд перед жюри, неизменный формат выступлений и бесконечные «такстопы». Но отрицать тот факт, что практически все остальные юмористические шоу России так или иначе связаны с программой, бессмысленно.

Влияние выходцев из КВН на телевидении колоссально: СТС, ТНТ, ВГТРК и Первый канал генерируют значительную долю развлекательного контента благодаря ветеранам игры (среди них как ведущие, так и работники второго плана — редакторы, сценаристы и т.д.) Вот лишь несколько примеров:

Команда «Новые армяне», капитаном которой был Гарик Мартиросян, стала главной движущей силой при запуске шоу Comedy Club (революционное для российского ТВ юмористическое шоу — более 15 лет в эфире). Через год после старта Comedy Артур Джанибекян, Гарик Мартиросян и Семен Слепаков (признан иноагентом в РФ) создали продюсерскую компанию Comedy Club Production, которая за 15 лет существования воплотила в жизнь такие проекты как Comedy Woman, Stand Up, «ТАНЦЫ», «ПЕСНИ», «Интерны», «Наша Russia», «Импровизация», «Универ» и т. д.

«Сборная Пяти­горска» Семена Слепакова была одной из самых ярких команд середины нулевых. Уйдя в сольное плавание, капитан команды стал автором-исполнителем сатирических песен, спродюсировал «Универ», «Наша Russia», «Интерны», «Comedy Баттл», а также написал сценарии к «Домашнему аресту», «СашеТане», «Окаянным дням» и другим крупным проектам.

• Александр Гудков («Вечерний Ургант», «Чикен Карри» и др.) был капитаном команды «Федор Двинятин». Ближе к концу второго десятилетия юморист стал настоящим королем постиронии, совершив революцию в российском клипмейкинге. Также Гудков создал провокационный YouTube-канал «Чикен Карри», известный шоу Comment Out, юмористическими видеоклипами и множеством других форматов.

Актер и продюсер Сергей Светлаков («Наша Russia», «Прожекторперисхилтон» и др.) был частью команды «Уральских пельменей». Комик добился успеха как актер и телеведущий, а само творческое объединение стало полноценной франшизой и уже больше 10 лет транслируется по телеканалу СТС, а также имеет ряд сторонних проектов.

Александр Ревва (Comedy Club, сольный музыкальный проект) и Михаил Галустян («Наша Russia», более 15 ролей в кино) вышли из команды «Утомленные солнцем».

Гарик Харламов (Comedy Club, «ХБ» и др.) был в составе команды «Незолотая молодежь».

Павел Воля (Comedy Club, «Импровизация»и др.) был участником команды «Валеон Дассон».

За что КВН критикуют?

Самая жесткая критика КВН, как правило, исходит от самих бывших кавээнщиков. Масляков связывал это с завистью и нереализованными амбициями. При этом патриарх игры не приветствовал участие своих подчиненных в других проектах, так как развиваться нужно было исключительно внутри программы. «Это все каралось, там же такие были запреты: “Если вас увидят на вечеринках, не относящихся к КВН, вас выгонят”», — объяснял Александр Гудков.

Президент Украины, актер и юморист Владимир Зеленский рассказывал, что несмотря на крайне плотный график, в КВН ему платили «жалкие копейки». По словам Зеленского, гонорара хватало на пирожки, а всю остальную прибыль забирала компания. Комик также подтвердил, что ему не давали сольно развиваться, а в качестве утешения предложили стать редактором КВН, но и это при «циничном условии» — отказаться от своей команды.

Юморист и блогер Илья Соболев (выступал за команду «Левый берег») в интервью журналисту Юрию Дудю (признан иноагентом в РФ) сетовал, что для руководства программы внешность артистов порой была важнее таланта: «У этого мальчика кривые зубы, [нафиг] его!»

Стендап-комик Нурлан Сабуров, который в юношестве также выступал в КВН, признавался, что ему непонятна концепция шоу, в котором оценки «зачастую ставит непонятное жюри», а чтобы рассмешить людей, юмористу необходимо делать регулярные взносы, которые повышаются в зависимости от лиги. На вопрос Дудя о том, стал ли КВН «шнягой», Сабуров утвердительно ответил: «Да. На данный момент уже да».

КВН становится все труднее соперничать с интернетом

Масляков создал систему, которая приносит огромную прибыль, и при этом ничего не тратит на свой главный ресурс — артистов. Команды не получают от клуба денег за эфиры, при этом каждая из них на подготовку к одной встрече в Высшей лиге тратит порядка $30-50 тыс. Помимо написания шуток, кавээнщики озадачены поиском спонсора — без бюджета в современном КВН ничего достичь не получится.

С развитием YouTube и прочих платформ, стендап-индустрии и аналогичных юмористических программ КВН начал терять статус стартовой площадки для будущих известных комиков. Чтобы выпустить видео на YouTube или попасть на разогрев к мало-мальски известному комику, не нужны большие бюджеты. К тому же интернет сделал юмор «быстрее», а КВН так и не смог переформатироваться и адаптироваться к современным реалиям.

Александр Гудков

Тогда YouTube еще не стал королем всего, когда телевидение и юмор еще жил месяцами, полгода. А сейчас три секунды, мгновенно. Шутка, перешутка, мем, ответная реакция. КВН, конечно, умер. Только четыре игры в год. Сейчас ребята снимают, а покажут это только через месяц — конечно, это будет уже старо. Сейчас это выглядит так, как будто выступают молодые старички.

一 Александр Гудков

Есть ли у КВН шансы выжить в современном мире?

КВН — это давно уже не передача, а целое молодежное движение, поэтому «хоронить» его не стоит. Но Маслякову наступают на пятки, и нужно признать, что тренды в юморе меняются: КВН похож на командный вид спорта, тогда как сейчас на подъеме «индивидуальные дисциплины» — тот же стендап, где важно не соревнование, а качество шуток и рефлексия отдельно взятого комика.

Исключением из этой тенденции стало шоу «Игра», которое запустили в 2021 году на ТНТ. В нем тоже было жюри и команды, которые демонстрировали юмористические номера. Сходство заметил и Александр Масляков, он был неприятно удивлен: «Не попытавшись даже как-то что-то видоизменить, они берут проект, существующий много лет, и лепят его за большие деньги».

Вскоре после скандала ТНТ приостановил выпуск «Игры». По официальной версии — из-за коронавируса, по неофициальной — из-за обвинений в плагиате формата КВН и поцелуя комиков из команды «Камызяки». Из этого кейса можно сделать два вывода: 1) даже когда кавээнщики пытаются делать «антиКВН», у них все равно получается КВН; 2) а сам КВН скорее всего переживет любых своих «клонов».

Пусть молодые комики мигрируют из студенческих аудиторий в крафтовые бары, КВН навсегда останется важной частью юмористической сцены. Как минимум, он оказался неплохим трамплином для нескольких поколений комиков и даже одного президента.