музыка

Новая рэп-реальность: больше никаких наркотиков, только правильные ценности

Говорят, из песни слов не выкинешь. Выяснилось, что у рэперов этот принцип опционален
Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

В апреле полиция остановила концерт одиозного рэпера Scally Milano из-за пропаганды наркотиков, а глава Лиги безопасного интернета (далее ЛБИ) Екатерина Мизулина и вовсе назвала артиста «ублюдком». Спустя несколько недель исполнитель одумался и удалил упоминания веществ из своих треков. По словам Мизулиной, примеру Scally Milano последовали еще ряд молодых музыкантов. Что происходит в российской хип-хоп-индустрии, когда мы увидим рэперов-патриотов и неужели больше не будет никакого протеста? Разбираемся.

Только стрейтэйдж. Только хардкор

Катализатором потенциальных проверок рэперов в России стал Scally Milano. Конечно, большинство коллег артиста как новой, так и олдскульной волны не меньше, чем он, упоминали в своих треках запрещенные вещества. Однако именно прямолинейность и развязность отдельных текстов Даниила привлекли внимание Мизулиной и соответствующих органов. Кроме наркотиков, в своих песнях рэпер весьма уничижительно обращается к женщинам, открыто говорит о мошенническом опыте (скаме) и не стесняется ксенофобии.

После скандала с ЛБИ рэпер осознал свою вину и удалил упоминания веществ из 27 треков. Мы послушали все, на что хватило сил, и, да — он действительно скрыл наркотический сленг с помощью звуковых эффектов (правда, тексты в Apple Music команда Scally решила не чистить: видимо, в надежде на то, что у Лиги есть подписка на музыку только во «ВКонтакте» или «Яндексе»). К слову, сама Мизулина Scally похвалила и попросила Следственный комитет отменить проверку его творчества. Также она добавила, что примеру артиста последовали Mayot, Soda Luv, Lovv66, Pinq, Heronwater, Uglystephan и Мукка.

Мы не СК и проверять каждого из ребят не стали, но в целом в такую инициативу более чем верится. Soda Luv, например, еще в конце 2021 года выпустил релиз Roomination, в котором замьютил буквально все, что правительство могло расценить как пропаганду. Также, по информации Mash, несколько исполнителей и стримерша Tenderlybae пришли к офису ЛБИ и попросили прощения за все «непристойное и противозаконное». Позднее издание сообщило, что кумиры зумеров опровергли информацию — якобы они просто «курили дуделки возле кафе», находящегося рядом со штаб-квартирой Лиги.

Патриотизм — теперь тоже уместный хип-хоп-атрибут

Вместе с плавной очисткой рэпа от наркотических образов — а борьба предстоит явно долгая — в России появилось новое направление среди музыкантов. И, нет, мы не про джерси-клаб — мы про патриотичных исполнителей вроде «Три дня дождя» (фронтмен группы — Глеб Викторов). Не так давно выпивший Глеб записал прямой эфир, в котором с пивом в руках и в свойственной грубой манере заявил, что его не пускают «ни в одну страну в этом мире». Еще он философствовал на тему отмены россиян и комфорта жизни на родине. Глеб, ждем патриотический эмо-рок!

Уже совсем не фрешмен, но все еще один из самых мрачных и виртуозных поэтов в рурэпе Хаски хоть и не раз между строк (да и в лоб) критиковал российскую власть, еще до событий 24 февраля поддерживал именно Россию в конфликте с Украиной. Рэпер доставлял гуманитарную помощь пострадавшим и снимал документальное видео «ЧВК Филармония». А в ноябре прошлого года артист заявил, что пишет альбом в зоне спецоперации. При этом ни вышеперечисленные факты, ни дружба с писателем Захаром Прилепиным не мешала ему быть в фаворе и у либеральной части слушателей.

Помимо них, вполне патриотичную позицию высказывает ветеран хип-хопа и гражданин Германии Дима Бамберг (он же просто Schokk). Артист активно поддерживает СВО и диссит признанного иноагентом Oxxxymiron в треке «Крик V»: «Победа за Россией, я уехал из Берлина. Не спрашивай: “Ну как же ты все бросил?” У меня есть совесть, брат, я — не мразь как Окси». Впрочем, артист не так давно просил политическое убежище в России — он опасался ареста в Германии из-за пророссийской позиции.

И какой вывод?

Относиться к цензуре в русскоязычном рэпе можно по-разному, но его политизированность — явление закономерное. Теперь музыка носит не только развлекательный, но также просветительский и временами агитирующий характер. На протяжении многих лет многие артисты так или иначе выступали за или против действующей власти и ее решений.

В условиях напряженных международных отношений, конечно, ситуация обострилась. Но уйти от этого не получится — таков запрос времени. Вот только хочется верить, что теперь Scally Milano не станет эстрадным артистом. Хотя кто знает, возможно, из этого получилось бы что-то забавное.

Никита Прунков