Ученые доказали, что женщины тоже охотились на мамонтов. И не меньше, чем мужчины
На протяжении десятилетий считалось, что у древних людей было довольно строгое разделение труда. Мужчины занимались охотой, собиранием — женщины. Но появляется все больше доказательств того, что представители обоих полов были одинаково искусны в охоте. Разбираемся подробнее.
79% охотниц
Международная группа ученых изучила данные десятков научных статей, опубликованных за последние 100 лет. Основное внимание в них уделялось 63 обществам охотников-собирателей и захоронениям женщин-охотниц со всего мира. В первую очередь это касалось Северной Америки, Африки, Австралии и Азии.
Оказалось, что среди женщин было 79% охотниц, и их статус не менялся даже после того, как они становились матерями. На охоту они выходили с множеством разных инструментов, и если видели животное, то сразу убивали его. Ученые удивились тому, что на это, казалось бы, не женское дело не было наложено явного табу. Вдобавок у женщин имелось любимое оружие. Бабушки и вовсе считались лучшими охотниками деревни.
Более 70% женских охотничьих экспедиций были классифицированы как «преднамеренные». Это означает, что женщины целенаправленно выходили на поиски мяса, а не участвовали в убийствах, в которых они встречали животных, лишь выполняя другие задачи, например, искали растения, ягоды, фрукты и т.д.
Оказалось также, что женщины не уступали мужчинам-охотникам, когда дело доходило до охоты на крупную дичь в Америке. Тем самым они составляли 50% всех охотников, преследовавших больших животных — оленей и лосей. Обнаружение могилы девушки, похороненной с оружием в Андах около 8000 лет назад, окончательно развеяло миф о том, что в прошлом охотниками были только мужчины.
Женщины часто имели решающее значение для охотничьего успеха других. Так, мужья и жены работали вместе. Женщины помогали ловить животное, затем забивали его до смерти и относили мясо домой. В крупных охотничьих обществах они оказывали поддержку охотникам, производя одежду, оружие и транспортное оборудование. Они также участвовали в вылазках напрямую, отслеживая, затем окружая и направляя дичь к месту убийства.
Что касается материнства, на время охоты дети либо оставались с опекунами, либо охотницы брали их с собой (неся на спине). То же самое касается собирательства. К слову, собирательство долгое время считалось относительно простым занятием. Но выяснилось, что это предположение также неверно. Подобно охоте, сбор растений требует обширных экологических знаний и навыков, которые приобретаются и развиваются в обществе на протяжении всей жизни.
Истоки неверной теории
Если женщины охотились на дичь наравне с мужчинами, то кто виноват в ошибочном представлении об обратном?
Примерно 200 тыс. лет назад мы впервые появились как вид, а 9000 лет люди начали развивать сельское хозяйство и поселения. Но сегодня во всем мире было и остается достаточное количество людей, живущих в отдаленных районах, которые все еще придерживаются первобытного склада. Поэтому ученые смотрят на них как на проекцию прошлого человечества. Антропологи живут с ними бок о бок, составляя подробные отчеты. И зачастую все эти отчеты указывали на то, что мужчины в основном занимались охотой, а женщины — собирательством, за редкими исключениями. Но, как считает корреспондент научного отдела NPR Нурит Айзенман, все это было основано на анекдотических впечатлениях ученых. На самом деле никто не проводил систематического анализа того, что на самом деле означали все эти наблюдения. Ранние полевые исследования проводились по большей части мужчинами. И в основном или исключительно они разговаривали с мужчинами в обществах, которые изучали.
Когда нарративы о гендерных различиях ранних людей проникают в более широкую культуру, это наносит громадный ущерб: люди могут предположить, что тот или иной образ жизни был естественным. Подобные теории используются, чтобы доказать, что сегодня гендерные роли должны быть более жесткими, как это происходило 10 тыс. лет назад.
Ученые упомянули две книги, которые, вероятно, подтолкнули развитие этой идеи: «Мужчина-охотник» (Aldine, 1968) и «Женщина-собирательница» (Yale University Press, 1983). Эти труды подкрепили жесткие гендерные роли, согласно которым мужчины охотились, а женщины собирали, и никак иначе. Подобные идеи быстро захватили западную науку.
Фактически столь жесткое разделение труда попросту не имело смысла. По словам ученых, когда исследователи находили признаки несоответствия этой теории в прошлом, доказательства часто игнорировались, словно в попытке уничтожить исторические факты. На самом же деле для охоты требовалось как можно больше здоровых взрослых, чтобы повысить безопасность и эффективность, независимо от биологического пола.