сериалы

Кровожадные бабушки и культ библиофилов: чем может зацепить «Библиотекарь» с Никитой Ефремовым

Автор «Триггера» и «Мажора» снял сериальное фэнтези о волшебных книгах и суперспособностях, опираясь на культовое произведение нулевых
Кадр из сериала «Библиотекарь»
Кадр из сериала «Библиотекарь»

На стриминговых площадках вышел первый эпизод сериала «Библиотекарь» — адаптация популярного фэнтези-романа Михаила Елизарова, который когда-то сравнивали с «Ночным дозором» Сергея Лукьяненко. Поклонники произведения возлагают большие надежды, а все остальные задаются вопросом, а стоит ли погружаться в историю о волшебных книгах в советском антураже. Очень кровавые сцены, злые бабушки с крюками и провальный порноактер в исполнении Ефремова. Рассказываем, каким получилось начало сериала.

О чем первая серия

1999 год, актер-неудачник Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) обивает пороги американского посольства в надежде получить визу и уехать навстречу Голливуду. Герой получает отказ из-за отсутствия четырех тысяч долларов на счету. Пытаясь найти хоть какие-то деньги, Леша хватается за любые «актерские» предложения и едет сначала доводить детей до слез в костюме Капитошки, а после расстраивать своей вялой незаинтересованностью девушку-коллегу по порнофильму.

Вернувшись домой к маме (довольно молодой для 35-летнего Ефремова), он встречает давно ушедшего из семьи отца (Андрей Мерзликин). После словесной перепалки Максим Вязинцев вручает сыну письмо, просит обязательно его прочесть и уходит с поникшей головой. Герой о письме забывает, но через некоторое время получает телеграмму с известием о смерти отца и доставшейся в наследство квартире.

Алексей прыгает в комфортабельный «Икарус» и, заучивая фразы «где можно арендовать яхту» на английском, отправляется в родной город отца в надежде получить доллары от продажи жилплощади. Покупатели никому ненужной хрущевки в захолустье находятся подозрительно быстро и при этом предлагают цены выше рынка. Но на самом деле они пришли за одной конкретной книгой — потрепанным изданием советского писателя Дмитрия Громова.

И чтобы не портить впечатления сильными спойлерами, к концу серии до героя доходит, зачем это нужно и какой смертоносной магией обладает плохо написанное произведение.

Что легло в основу сериала

Новая работа режиссера Игоря Твердохлебова («Триггер», «Мажор», «Территория») основана на одноименном романе Михаила Елизарова, за который писатель в 2008 году получил «Русского Букера» — аналог престижной Букеровской премии. Книга рассказывает о 27-летнем парне, случайно узнавшем о волшебных свойствах семи книг Дмитрия Громова. По неизвестным причинам каждая после совершения особого ритуала способна наделить человека суперспособностями: яростью, памятью, силой, радостью, властью, терпением и смыслом.

Кадр из сериала «Библиотекарь»
Кадр из сериала «Библиотекарь»

Погружаясь в новую фантастическую реальность, герой сталкивается с кланами-библиотеками, которые собираются вокруг одной конкретной книги и силы соответственно. Каждая библиотека ведет войны с другими и старается захватить остальные произведения Громова. Все это пропитано сильной ностальгией по Союзу и советским гражданам.

Почему «Библиотекарь» достоин внимания

Экранизации неизбежно сталкиваются с критикой от поклонников оригиналов, которые в любом случае будут кричать «а в книге было не так». Сценаристы действительно изменили ряд событий, и пока сложно оценить по первому эпизоду, насколько сильно.

В первые пять минут нам решили сразу показать все самое сочное из романа Елизарова. Довольно красочно поставленная экшен-сцена с битвой непонятных потрепанных мужчин и вооруженных бабушек вгоняет в ступор от обилия жестокости по отношению к пожилым, но в то же время цепляет на крючок — «а что здесь вообще происходит». Но эффект сработает только для тех, кто ничего не слышал о «Библиотекаре».

Кадр из сериала «Библиотекарь»
Кадр из сериала «Библиотекарь»

Далее нас переносят уже в современность Алексея Вязинцева, и здесь уже смущает кастинг актеров. Родители героя выглядят скорее как его старшие сестра и брат. В книге юноша получает свое «наследство» не от отца, а от дяди. Возможно, выбор пал на Андрея Мерзликина, потому что нас ждут ретроспективные скачки (такие уже были в первой серии), а омолаживать актера повзрослее не хотелось.

Никита Ефремов отлично вписывается в роль и органично смотрится в декорациях рубежа 90-х и 00-х. За актером будто закрепилось амплуа человека из СССР — «Нулевой пациент», «Общага», «Тетрис» и вот теперь «Библиотекарь». Добродушные глаза делают свое дело. В целом, если отбросить нюанс про молодых родителей, актерский состав подобран неплохо: Евгения Дмитриева, Михаил Трухин, Марина Ворожищева, Сергей Епишев, Михаил Тройник, Игорь Золотовицкий и уже не раз упомянутый Андрей Мерзликин.

Кадр из сериала «Библиотекарь»
Кадр из сериала «Библиотекарь»

Сложно выносить вердикт всему «Библиотекарю» по одной серии, но главной цели она добилась — история зацепила, как бабушка-убийца своим крюком в открывающей сцене. Эпизод продвигается очень бодро и не заставляет скучать, драки и схватки поставлены достойно, а от работы оператора не хочется пробить лицо рукой.

Как и роман, экранизация получилась очень кровавой и безжалостной: конечно, здесь нет (пока) тарантиновских нарушений законов физики и алых фонтанов, но зрелище точно не для нежных глаз. В любом случае стоит обратить внимание на новинку и порадоваться за российское сериальное производство: оно сильно прогрессирует и пытается представить не только хорошие драмы, но и достойное фэнтези.

Анастасия Герасимова