законы

Путин подписал закон о запрете смены пола. Что изменится?

Пройти гормональную терапию, сделать операцию или сменить пол в паспорте теперь будет нельзя. Эксперты опасаются, что новый запрет приведет к росту числа суицидов

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о полном запрете смены пола в России — 24 июля документ вступил в силу. Разбираемся, зачем нужен такой закон, какие у него есть риски и как он повлияет на будущее трансперсон в России.

Если вкратце, что запрещает новый закон?

Теперь врачи не смогут проводить хирургические операции по смене пола и гормональную терапию — исключение сделают только для необходимого лечения врожденных аномалий. Также вводится запрет на изменение гендерного маркера в паспорте гражданина России.

Зачем вообще нужен такой закон?

В Госдуме отмечали, что новый закон направлен на «сохранение традиционных семейных ценностей», а также на «защиту института брака как союза мужчины и женщины». Спикер Госдумы Вячеслав Володин говорил, что закон призван защитить Россию от «дьявольской политики» Америки, которая пропагандирует «эти новые псевдоценности».

«Вдумайтесь: операций по смене пола в США за последние 10 лет стало больше в 50 раз. Трансгендеров — 1 млн 640 тысяч, среди которых 1 млн 300 тысяч взрослых (0,5% взрослого населения) и 340 тысяч подростков (1,4% всех детей США в возрасте 13-17 лет). Чудовищная тенденция! Это путь, ведущий к вырождению нации», — писал депутат.

По информации «Коммерсанта», закон могли разработать из-за участившихся случаев смены пола в российских паспортах. Так, с 2016 по 2022 год 2990 граждан обратились за заменой паспорта по основанию «изменение пола». При этом, если в 2016-м таких случаев было 142, то в 2022 — 996. Источники издания отмечают, что лазейку со сменой пола стали использовать мужчины, чтобы уклониться от армии.

Ребенок правда может захотеть сменить пол из-за трансгендерного родителя?

Исследований, подтверждающих это, нет. При этом профессор Казанского института Владимир Менделевич, который выступал в качестве рецензента по одному из судебных разбирательств об ограничении трансгендерного родителя в правах, в своей рецензии писал, что сексуальная идентичность формируется у ребенка к 6-7 годам и на этот процесс влияют биологические, а не социальные или психологические аспекты.

Такой же позиции придерживается клинический психолог Нина Яременко. «Не существует достоверных исследований, подтверждающих, что ЛГБТК-пропаганда (или сама возможность совершить гендерный переход) может влиять на формирование сексуальной ориентации у детей или взрослых», — сказала она в разговоре с «Постньюс».

А что будет с теми, кто уже сменил пол?

Пока что разговоров о том, что их принудительно заставят обратно изменить гендерный маркер в документах, нет. Но за два дня до третьего чтения в Госдуме комитет по охране здоровья одобрил поправки, которые ограничивают права уже совершивших переход граждан.

Так, смена пола одним из супругов теперь будет причиной для аннулирования брака, даже если этот брак будет разнополым. Кроме того, трансперсонам теперь запрещено усыновлять детей или становиться официальными опекунами.

Какие именно браки смогут расторгнуть?

Депутаты настаивают, что речь идет только о браках, которые из-за смены гендерного маркера одним из супругов стали однополыми. То есть это браки, которые изначально заключались между разнополыми людьми. Однако формулировка в законе традиционно довольно расплывчатая, поэтому аннулировать брак возможно и в других случаях.

Например, если человек сначала сменил гендерный маркер, допустим, с женского на мужской, а затем вступил в брак с человеком женского пола. При этом как именно будет реализована процедура аннулирования браков, в законе не сказано.

Но при этом трансгендерные персоны по-прежнему могут вступить в брак?

Да, пока депутаты не вносили корректировки в Семейный кодекс, которые бы запрещали трансгендерным персонам заключать брак с человеком противоположного пола. Но теперь власти смогут такой брак аннулировать в любой момент — даже сразу после официальной регистрации в ЗАГСе.

Если власти могут расторгнуть брак, то и родительских прав могут лишить?

В теории нет. По крайней мере, в новом законе ничего об этом не сказано. В Семейном кодексе (ст. 69) перечислены причины, по которым суд может лишить родительских прав. В их перечень трансгендерный переход не входит, но есть:

  • уклонение от исполнения родительских обязанностей;
  • злоупотребление родительскими правами;
  • жестокое обращение с ребенком;
  • хроническое злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами;
  • отказ без уважительной причины забрать ребенка из медицинской, образовательной, социальной и других организаций;
  • совершение умышленного преступления против жизни и здоровья детей или других членов семьи.

Однако формулировка пункта про жестокое обращение достаточно расплывчатая. Так, в законе указано, что лишить прав могут родителя, если он в том числе «оказывает физическое или психологическое насилие». Но что именно считается психологическим насилием в отношении детей, не уточняется.

В Семейном кодексе (ст. 141) указаны похожие причины, по котором суд может аннулировать усыновление. Там также прописано, что это можно сделать и «по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Среди этих «других оснований», например, в законе упоминается ситуация, когда между усыновителем и ребенком «не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания». По каким критериям измеряется «нормальность» — неизвестно.

В России уже были прецеденты, когда суд изымал приемных детей даже без официальной смены гендерного маркера в документах — в 2017 году Юлию Савиновских лишили родительских прав на двух приемных детей за то, что она удалила грудь и вела блог от имени мужчины. Несмотря на то, что Савиновских не собиралась совершать транспереход, а психиатрическая экспертиза не нашла у нее признаков транссексуализма, детей ей так и не вернули.

Родительских прав на родных детей трансгендерных родителей пока что не лишали ни разу, однако спорные ситуации в практике встречались. Так, в 2019 году трансгендерной женщине пришлось через ЕСПЧ добиваться права видеться с родными детьми. Россиянка родилась мужчиной и до перехода была жената, в браке родилось два ребенка. После операции по смене пола биологическая мать детей начала препятствовать общению, российские правоохранители биологического отца не поддержали.

Стоп, транссексуализм? В России что, есть такой диагноз?

Это звучит парадоксально, но да, есть. Россия придерживается Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), где есть диагноз F 64.0 «транссексуализм». Всемирная организация здравоохранения еще в 2019 году исключила расстройство гендерной идентичности из списка психических расстройств, в МКБ-11 такой болезни уже нет, но Россия планирует перейти на эту систему лишь в 2024 году.

То есть болезнь официально есть, а лечить ее запретили?

Именно. Более того, запрет на гормональную терапию напрямую противоречит рекомендации Министерства здравоохранения о первичной помощи при расстройствах половой идентичности. Согласно приказу №1221н от 20 декабря 2012 года, пациентам с диагнозом «транссексуализм» в качестве лечения рекомендована именно гормональная терапия в амбулаторных условиях.

В новом же законе есть четкая формулировка, которая запрещает любые медицинские вмешательства, направленные на смену пола, включая применение лекарственных препаратов. При этом врачам по-прежнему можно диагностировать у пациентов расстройство гендерной идентичности.

А что по этому поводу думает сам Минздрав?

После первого чтения законопроекта Госдума получила «очень эмоциональное» заключение от Минздрава. Со слов депутата Петра Толстого, ведомство указало на то, что принятие закона может вызвать этические, медицинские и социальные проблемы, а также привести к росту числа суицидов.

В то же время министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил на заседании, что Минздрав согласен с тем, что нельзя разрешать смену пола на основании одного только желания пациента. Кроме того, он высказался за ужесточение критериев и требований, по которым будет приниматься решение о назначении гормонального или хирургического решения. При этом он не выступил за полный запрет трансперехода.

На том же заседании председатель Госдумы Вячеслав Володин попросил Минздрав не предлагать никаких поправок к закону для второго чтения под эгидой заботы о людях, добавив, что делать это нужно, «запретив весь этот блуд».

Анастасия Мельник