история

«Разрушитель миров» и «отец атомной бомбы»: как жил великий физик Роберт Оппенгеймер

Он читал лекции в 12 лет и чуть не убил преподавателя. Но и это еще не все
Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

120 лет назад на свет появился создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер. Великий физик, чья биография послужила основой для оскароносного фильма Кристофера Нолана, прожил незаурядную жизнь и открыл новый этап в истории человечества. Впрочем, сам Оппенгеймер не был этому рад. Рассказываем, как жил и противостоял собственному творению выдающийся ученый.

Биография Роберта Оппенгеймера

Джулиус Роберт Оппенгеймер родился 22 апреля 1904 года в богатой еврейской семье в Нью-Йорке. Семья обосновалась на Манхэттене, и, возможно, именно это место повлияло на выбор названия проекта, в котором был задействован будущий ученый. О состоятельности родителей можно было судить по коллекции картин: среди имеющихся в распоряжении полотен были даже оригиналы работ Ван Гога. Достаток позволил Роберту получить достойное образование.

Детская любовь к минералам привела его в местный минералогический клуб, который продвинул Роберта в качестве лектора. На тот момент мальчику было всего 12 лет. В целом его академическая траектория складывалась соответствующе. После школы, в 1922 году, Оппенгеймер поступил в Гарвардский университет, интересуясь химией и мечтая о занятиях архитектурой — его интересы были исключительно разнообразны: от латыни до стихосложения и физики. Вуз дался ему легко, и студент окончил его на год раньше положенного. Стоит ли говорить, что он и за диплом получил высшую оценку?

Роберт провел год в Кембридже (1925-1926). Где-то там они пересеклись с Юлием Борисовичем Харитоном, которого порой называют «советским Оппенгеймером» — именно он стоял во главе первого отечественного проекта ядерного оружия. Но Роберту в Кембридже не понравилось. Один из преподавателей, Патрик Блэкетт, настаивал на том, чтобы студент проводил больше времени за лабораторными работами. Но тот считал, что его потенциал следует посвятить теоретической физике. Он хотел найти собственную нишу. И ему удалось.

Оппенгеймер развивался в Кавендишской лаборатории, куда сначала его брать не хотели. Но рекомендательное письмо профессора Перси Бриджмена, преподававшего Оппенгеймеру физику, развеяло сомнения:

Мне кажется, что это своего рода лотерея: сможет ли Оппенгеймер когда-либо внести сколько-нибудь существенный вклад в науку? Но если из него выйдет хоть какой-нибудь толк, я уверен, что результат будет необычным

Слова подтвердились. Впечатление Оппенгеймер произвел, и образование продолжилось в Европе. Он принял приглашение будущего руководителя Макса Борна развивать идеи теоретической физики в Германии и в 1926 году отправился в путешествие, которое изменило его жизнь.

Создание Оппенгеймером ядерного оружия: восторг и разочарование

В 1927 году ученый получил докторскую степень (всего лишь в 23 года). Доминирующие политические настроения того времени пугали — отголоски проигранной немцами Первой мировой войны звучали слишком громко. Впоследствии Оппенгеймер вспоминал эти времена так:

Нищета, господствовавшие среди немцев настроения крайней униженности, горечи, беспросветности, протеста и гнева, которые послужили впоследствии причиной ужасной катастрофы…

В том же году он переехал в США. Потом вернулся в Европу на научную программу в нескольких немецких городах. И снова уехал, чтобы работать в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене и в Калифорнийском университете в Беркли.

В 1939 году в Европе началась война, и Роберт присоединился к разработкам атомного оружия в США, считая, что тем самым внесет вклад в сдерживание фашистских сил. В то же время мир открыл уран. Оказалось, что ядро его атома способно делиться на два или более с последующим выбросом взрывной энергии. Оппенгеймер рьяно заинтересовался этим явлением, неотрывно связанного с ядерными технологиями.

К концу 1930-х годов Роберт выступал с речами, так или иначе затрагивающими политику. Его не раз обвиняли в причастности к коммунистической идеологии. Тем не менее все это время английские и немецкие журналы без остановки публиковали работы Оппенгеймера по квантовой теории. Со временем стало ясно — его политическая деятельность влияет на репутацию университета. Взволнованный, он, бывало, на время уходил со сцены, но вновь возвращался, ведомый нестабильной геополитической обстановкой. Молчать он не мог — не позволяли собственные идеалы.

В 1942 году он возглавил все научные разработки по исследованию реакций на быстрых нейтронах, которые затем послужили основной для создания Манхэттенского проекта. В итоге Оппенгеймера назначили директором лаборатории в Лос-Аламосе, где ему предстояло спроектировать атомную бомбу в 1943 году. Ее первое испытание состоялось лишь в июле 1945-го в Нью-Мексико. Бомбу физик назвал «Тринити». Ее поразительная сила привела создателя в восторг — именно она могла бы навсегда избавить мир от войн одной лишь угрозой его кончины. Но идея мигом показалась ему спорной.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Спустя пару месяцев атомные бомбы упали на Хиросиму и Нагасаки. Оппенгеймер не смог смириться со столь ужасающими последствиями его разработок и покинул должность директора лаборатории. Коллеги отзывались о нем так:

Он никогда не доминировал и никогда не диктовал окружающим свои условия. Он вызывал в нас все самое лучшее. Его можно сравнить с радушным хозяином, который старается уделить каждому из гостей максимум внимания

В 1945 году, в последний день на посту директора, Оппенгеймер заявил:

Если ядерную бомбу поставят на вооружение наравне с обычными видами оружия, которыми располагает воюющее государство, или государство, готовящееся к войне, — придет час, когда все человечество проклянет слова «Лос-Аламос» и «Хиросима». Народы мира должны объединиться, иначе они погибнут

Ученый-«плакса», обвиненный в шпионаже

После конца Второй мировой войны Оппенгеймер изучал политическую составляющую создания бомбы. Он пытался отыскать точки влияния на решения властей и продвигал идею международного контроля над использованием атомной энергии. Через два месяца после сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки Роберт встретился с президентом Трумэном, чтобы обсудить возможность ядерной войны с Советским союзом. В диалоге он заявил: «Мои руки запачканы кровью». Встреча кончилась ничем, но в дальнейшем Трумэн пересказывал эту историю несколько раз, называя Оппенгеймера «плаксой».

Роберт продолжал настаивать на том, что США должны отречься от идеи создания водородной бомбы, которая способна стать орудием тотального уничтожения. Он желал использовать подобные технологии лишь в мирных целях. Но Трумэна это не остановило.

В 1954 году Оппенгеймера осудили за сочувствие коммунистам и шпионаж. Консервативные умы решили, что он представляет опасность для национальной безопасности. Власти организовали следствие. В результате физика сняли со всех должностей, хоть как-то связанных с секретными разработками. Ученый вернулся к преподаванию, а затем ушел на заслуженный отдых, не прекращая пропагандировать науку среди молодых умов.

Оппенгеймер умер в 1967 году от рака в возрасте 62 лет. Его трижды номинировали на Нобелевскую премию, однако награду он так и не получил. Физик внес ключевой вклад в современную теорию нейтронных звезд и черных дыр, публиковал труды по теории электронов и позитронов, а также сотрудничал с другими учеными, разрабатывая новые теории. Он даже предсказал некоторые поздние открытия — например, находки нейтрона и мезона.

Несмотря на все подозрения и критику политической мысли Роберта, американская пресса в итоге прославила его как «отца атомной бомбы», а в 2022 году с него сняли все обвинения.

В июле 2023 года в мировой прокат вышел фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, посвященный истории жизни великого физика. Биографическая картина завоевала беспрецедентный успех у зрителей и критиков и в марте 2024-го стала триумфатором «Оскара», одержав победу в семи номинациях. Биограф Кай Берд, соавтор книги «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея», которая вдохновила Нолана на создание фильма, также высоко оценил экранизацию и отметил ее глобальную значимость:

Надеюсь, что она станет причиной национальных или даже глобальных обсуждений проблем, о которых Оппенгеймер отчаянно пытался высказаться: о том, как жить в атомном веке, как жить с бомбой

Несомненно, этого хотел бы и сам великий ученый.

Анастасия Дегтярева