«Шаг вправо, шаг влево — расстрел»: что известно о деле челябинского маньяка?
1 августа Челябинский суд отправил на два месяца в СИЗО Владимира Ческидова, который удерживал в плену и насиловал двух девушек. Одну из них он убил за непослушание, другой — спустя 14 лет заточения — удалось сбежать. Все это время с челябинским маньяком проживала его мать, которая закрывала глаза на действия сына. Соседи и знакомые Ческидовых все эти годы тоже не замечали за семьей ничего подозрительного. «Постньюс» рассказывает подробности жуткого дела.
14 лет сексуального рабства
В 2009 году Екатерина встретила Владимира на автовокзале «Синегорье» в Челябинске. На тот момент 37-ний мужчина предложил 19-ней девушке выпить у него дома в поселке Смолино. Как только они приехали, Владимир запер ее в комнате, угрожая убить кухонным ножом.
Он бил ее по голове так часто, что Екатерина забывала целые дни, и насиловал под угрозой убийства. Спустя некоторое время Владимир познакомил пленницу с еще одной девушкой, представив своей женой. На самом деле она находилась в том же положении, что и Екатерина. После ссоры маньяк нанес удар ножом в голову «жене», заставив выжившую пленницу помогать прятать труп на участке. Владимир предупредил, что в случае сопротивления Екатерину ждет такая же участь.
Екатерина родилась в неблагополучной семье: ей было пять лет, когда она вместе с семилетней сестрой оказалась в приюте. Девушку долгие годы никто не искал — сестра объявилась спустя несколько лет после пропажи, когда нужно было продать общую квартиру. Она обратилась в полицию, но Катерину так и не нашли.
«Он прятал нож и угрожал ей при этом. Шаг влево, шаг вправо — там расстрел», — рассказала сестра пленницы. Она же и написала заявление на маньяка в полицию.
За происходящим в доме наблюдала мать Владимира. Маньяк заставлял Екатерину помогать пенсионерке в домашних делах: готовке еды, мытье пола и стирке. Сестра сбежавшей пленницы рассказала, что у Екатерины с Валентиной Ческидовой были хорошие отношения.
В конце июля у Ческидова начался психический припадок (вероятно, из-за пьянства). Его мать вызвала скорую, а у девушки, наконец, появилась возможность сбежать.
Позже Валентина скажет, что Екатерина жила у них «как королева»: «Пристроилась к моему сыну. Ничего не делала, не работала».
Портрет челябинского «капитана Журова»
Владимир Ческидов окончил 10 классов и был судим за разбой в 1989 году. Окружающие отмечали, что он нелюдим: ни с кем не общался, постоянно ходил в капюшоне. По рассказам соседей, в детстве за Ческидовым была замечена излишняя агрессия. Он оскорблял даже свою мать.
Официальной работы у Владимира не было. Семья жила на пенсию женщины, совмещая со сдачей однушки в Челябинске. Еще Валентина Ческидова продавала очки: скромный доход от торговли местным.
«Образования у него, кажется, не было. После школы исчез. Он же в тюрьме сидел. Вот, наверное, тогда сразу и сел. А Валентина, мать его, постоянно говорила, какая она счастливая, как у нее в жизни все хорошо: и всего хватает, и на танцы-то она ходит, и в церковь католическую ездит куда-то. Хотя она в психушке лежала. А супруг умер от сердечного приступа», — вспоминает соседка.
На вопрос судьи о семейном положении Владимир Ческидов ответил, что официально женат. Детей у него нет. Он отрицает факт изнасилования, настаивая на интимной близости с пленницей исключительно по обоюдному согласию. При обыске в его доме нашли деревянный намордник, порнографию и скотч.
Никто из соседей не догадывался о происходящем
В поселке Смолино численность населения не превышает 2 тыс. человек. Рядом проходит железная дорога и большое озеро. Дом, в котором Ческидов держал Екатерину, находится в жилом секторе. Вдоль улицы Фестивальной как минимум 30 домов. Рядом с участком Ческидова жили несколько семей. В отличие от асоциального Владимира, его мать дружила с соседями и даже приглашала в гости подруг.
Одной из них была Надежда Ивановна. Пенсионерка рассказала, что мать Владимира постоянно упоминала о какой-то девушке, которая живет вместе с сыном. Но соседка никого в доме не видела, поэтому была уверена, что невестку женщина выдумала.
«Я как ни приду, она: "Они спят, они спят". День — спят, вечер — спят. Они слоны, что ли, все время спать?» — вспоминает пенсионерка слова Валентины. Ночью свет в доме никогда не горел. Окна были закованы решетками.
На Владимира Ческидова завели два уголовных дела: по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство) и ч. 2 ст. 126 (похищение). Суд отправил его на два месяца в СИЗО, ему грозит до 20 лет лишения свободы. Мать Ческидова отпустили из зала суда — она также проходит по делу о похищении.
Сейчас Екатерина находится рядом со старшей сестрой. Последний раз они видели друг друга в 2009 году.