кино

Непосредственно ужас: что не так с сиквелом истории про Каху и Серго

Авторы зашли на запрещенную территорию, оправдав сексуальное насилие. Впрочем, картина испытывает проблемы не только в части посыла
Кадр из трейлера/Central Partnership
Кадр из трейлера/Central Partnership

Последние дни в сети активно обсуждают комедию «Непосредственно Каха: Другой фильм». Правда, предметом дискуссии стала не художественная ценность картины, а сцена изнасилования и дальнейшее оправдание случившегося по ходу развития сюжета. Что хотели сказать авторы ленты, почему сиквел еще хуже первой части и как артхаусному режиссеру Шамирову удалось создать настолько плохое кино? Разбираемся.

Как появился фильм «Непосредственно Каха»

Проект под незамысловатым названием «Непосредственно Каха» изначально представлял собой веб-сериал на YouTube. В нем не было сюжета как такового, а главные герои — Каха и Серго — просто проживали свою нелегкую, но, по мнению фанатов, забавную жизнь в Сочи. В компании весьма своеобразной девушки по кличке Музыка парни попадали в различные передряги, подворовывали и в целом творили несусветную дичь. Шоу иронизировало над южными жителями и высмеивало региональный «быдло-мир» (если что, это формулировка авторов).

Невероятная популярность бывших КВН-щиков Артема Калайджяна (играет Серго) и Артема Карокозяна (исполняет роль Кахи) породила идею снять полноценное кино. На удивление, за реализацию будущей комедии взялся артхаусный режиссер Виктор Шамиров — вы можете знать его по картинам «Упражнения в прекрасном» и «Со мною вот что происходит». Но несмотря на нетривиальный бэкграунд Шамирова, первый фильм «Непосредственно Каха» оказался глупым и нелепым. Инди-взгляд режиссера шоу не помог, а мы получили двухчасовую версию и без того приевшегося сериала.

Что не так с первой частью…

При желании разгромить фильм «Непосредственно Каха» может не только BadComedian, но и любой человек, который в 2020 году попал на него в кино. Впрочем, исходя из рейтингов и отзывов на различных ресурсах, примерно так многие и сделали. Комедия о приключениях Кахи и Серго не задалась примерно с первых секунд: если зритель не смотрел веб-сериал и не был погружен в историю, авторы даже не удосужились объяснить, что вообще происходит на экране. Никакой экспозиции, знакомства с героями и контекста. Сразу хаос в мокьюментари-стиле и очень спорный юмор с неестественным кавказским акцентом.

В одном из первых диалогов мы узнаем, какого размера пенис деда Серго (хоть мы и не сильно хотели), а чуть позднее видим, как обидевшийся внук решает вырвать у родственника золотой зуб во сне. Физическая комедия дополняется и любовной линией: продав зуб, Серго ведет незрячую девушку на свидание, прикинувшись богатым человеком. Он уверяет ее, что они идут на концерт Григория Лепса — на самом же деле парень просто включает магнитофон с песнями, приговаривая: «Потрясающее шоу. Жалко, что ты не видишь».

И если вы думаете, что дальше будет лучше, то нет — не будет. История нехитро закрутится таким образом, что и Кахе, и Серго внезапно понадобятся деньги — одному, чтобы починить машину и выиграть гонку (привет «Токийскому дрифту»), а другому на операцию той самой девушки. Но вместо того, чтобы пойти поработать, парни решаются на кражу и обращаются за помощью к авторитетной подруге Музыке. Не будем вдаваться в лишние подробности, но пиком сумасшествия станет сцена, где троица грабителей прячется в туалете. В ней зритель несколько минут наблюдает, как объевшийся немытого инжира Серго просто испражняется.

… и почему так ужасна вторая

Прошло три года, но флешбэки с крупными планами лица Серго во время облегчения все еще мучили нас и других зрителей. Тем не менее стоит сказать, что первый фильм был плохим, но все же не деструктивным. Порой сортирный юмор вызывал чувство внутреннего стыда, однако редко пробивал на улыбку (во многом этому способствовали карикатурные, но харизматичные актеры). Настоящий ужас начался в сиквеле «Непосредственно Каха» — теперь герои не просто высмеивают стереотипы «быдло-мира», они заходят на запрещенную территорию и оправдывают насилие.

По сюжету Каха и Серго обворовывают машины на парковке и натыкаются на пьяную спящую девушку в голубом «Порше». И тут Кахе приходит в голову мысль — а почему бы не заняться с ней сексом, она ведь все равно в отключке. Относительно адекватный Серго спрашивает у друга, неужели изнасилование — это по-человечески? А Каха отвечает: «Чисто по-человечески может она и кайфанет». О дальнейших событиях картины говорить не хочется, потому что она этого попросту не заслуживает. Мы получим перекочевавшие из первого фильма гэги, переигрывания и бесконечные кривляния.

Причем апогей абсурда — это не показ изнасилования девушки, а то как авторы обыграли произошедшее. После отвратительного поступка Кахи Серго выдал безумный монолог, в котором назвал беззащитную шлюхой. К аналогичному выводу авторы приходят и в конце ленты, когда отец изнасилованной — он же криминальный авторитет — признает, что она действительно ходит в ночные клубы, выпивает и ведет себя распутно (носит короткую юбку!). Выходит, что виновата в произошедшем она, а не насильники и преступники, которым в итоге все равно все сошло с рук.

И какой вывод?

На самом деле, крайне однозначный. Это низкосортное кино с довольно вторичным юмором и античеловечным посылом. Картина «Непосредственно Каха: Другой фильм» — это не французский артхаус, где сцены сексуального насилия, как, например, у Гаспара Ноэ, можно объяснить эмоциональным усилением. Более того, происходящее в сиквеле лишь с натяжкой получится назвать провокацией или перфомансом — здесь на ум приходят более грубые формулировки.

Это в плохом смысле гротескная картина, которая не просто не высмеивает пороки общества, а, напротив, культивирует их и пытается найти отклик у зрителя. Не спасают работу и практически библейские рассуждения Серго о прощении своего друга. Но и это более чем логично — авторы показали нам двух натуральных уродов, но при этом требуют от нас сопереживания. Хочется верить, что люди, сходившие в на нового «Каху», действия героев не поддерживают.

Сцена изнасилования не может и не должна вызывать никакой смех, а лейтмотив ленты, оправдывающий это, вряд ли вообще имеет право на существование. «Непосредственно Каха» — это коммерческое кино для масс, которое уже посмотрели более одного миллиона зрителей. Как заявлял сам режиссер Шамиров в одном из интервью, аудитория «Кахи» — в основном, молодые и мало зарабатывающие люди. Так может неокрепшим умам стоит доносить, что насилие — это не нормально, а не наоборот?

Никита Прунков