кино

«Барбигеймер»: что нужно знать о главной летней кинодуэли

Как минимум то, что ее точно никто не проиграет. Интернет-феномен может быть искусственным прогревом, который принесет конкурентам кучу денег

21 июля в мировой прокат одновременно выходят «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Это две максимально непохожие друг на друга картины — причем как с точки зрения сюжета, так и в плане визуального оформления. Из-за различий и забавного (и, кажется, неслучайного) совпадения дат релизов пользователи окрестили противостояние работ «Барбигеймером». Как соцсети породили кинодуэль и почему она выгодна каждому из режиссеров? Разбираемся.

Невероятный контраст фильмов…

Несмотря на свою ярко-розовую оболочку и вполне девчачий сеттинг, фильм повествует не о беззаботной жизни Барби (Марго Робби), а о ее изгнании из Барбиленда. Всему виной становится несоответствие девушки установленным стандартам красоты. После этого Барби отправляется в реальный мир, полный недостатков, и в итоге приходит к тому, что быть неидеальной — это абсолютно нормально.

В то же время картина Кристофера Нолана рассказывает вполне реальную историю американского физика и создателя ядерной бомбы Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мерфи). Во времена Второй мировой он был научным руководителем «Манхэттенского проекта», направленного на разработку первого ядерного оружия.

… который породил «Барбигеймер»

Контраст легковесной комедийной «Барби» и трехчасового байопика Нолана стал настоящим интернет-феноменом. Фанаты удивились тому, что два потенциальных хита не стали разводить по разным датам, а поставили релиз буквально в один день. Вместе с тем они в шутливой форме начали объединять вселенные непохожих фильмов. Так появился фан-трейлер «Барбигеймера», где под веселый видеоряд Гервиг закадровый голос Киллиана Мерфи произносит фразы в духе: «Мы противостоим нацизму».

Не обошлось, конечно, и без мемов. На обложку «Барбигеймера» попал светловолосый и улыбающийся Киллиан Мерфи. В других версиях он же переместился из штаб-квартиры «Манхэттенского проекта» в розовый Барбиленд.

Еще один мэшап-шедевр — это ироничный трейлер, в котором ученый изобретает жуткое оружие, правда, на этот раз не атомную бомбу. Им становится кукла Барби и пластиковая вселенная вечной радости. Здесь драма заключается в том, какой из миров в итоге выживет — кукольный или реальный.

Но в чем-то картины пересекаются. И это идет им на пользу

И хоть в картинах сложно проследить общие черты, на деле это два дорогостоящих проекта, во главе которых стоят завсегдатаи независимых фестивалей и любители концептуального кино. Кстати, в 2018-м оба автора получили первую режиссерскую номинацию на «Оскар»: Гервиг за нежную драму «Леди Берд», а Нолан за военный исторический фильм «Дюнкерк». Но если тогда они разошлись миром, а награду забран Гильермо дель Торо, то теперь битвы не избежать.

По неподтвержденным догадкам СМИ, Warner Bros. запланировала премьеру «Барби» в один день с «Оппенгеймером» из-за обиды на Кристофера Нолана. Во время пандемии в компании заявили, что будут выпускать фильмы в кинотеатрах и на стриминге HBO Max одновременно. Нолан, работавший со студией более 20 лет, раскритиковал это решение и ушел к Universal. В СМИ режиссер утверждал, что противостояние пойдет картинам на пользу, но источники Insider сообщили о не лучшем настроении Нолана после новостей о дате релиза.

На самом деле Нолану не стоит грустить. Выход фильмов в одно время — это отличный маркетинговый ход, который с особым энтузиазмом подхватили фанаты кино. Как минимум мы уже получили десятки трейлеров, сотни мемов и неофициальный мерч (например, один житель Сан-Антонио подзаработал на футболках с надписью «Барбигеймер»). Фактически, это бесплатная промокампания не для одного, а сразу для двух проектов.

И кто заберет кассу?

По данным аналитика Роберта Митчелла, каждый новый трейлер «Барби» поднимает в трендах «Оппенгеймер» (и, видимо, наоборот). Также Митчелл, в отличие от некоторых фанатов, не видит в происходящем конспирологического подтекста (ранних договоренностей разных студий) и отмечает, что это абсолютно «органический маркетинг», который стал подарком для дистрибьюторов.

Конечно, такой шумихи не случилось бы, выпусти Warner Bros. фильм в другое время. Тем не менее компания создала ажиотаж, а поклонники его успешно подхватили: теперь, согласно отраслевым оценкам, «Барби» соберет порядка $100 млн в США и Канаде, а «Оппенгеймер» приблизится к $50 млн в первый уикенд проката. Но и здесь есть нюанс: картина Гервиг без учета затрат на рекламу стоила $145 млн, а Нолана $100 млн. Вдобавок, «Барби» запретили во Вьетнаме по ряду политических причин.

С учетом этих факторов Гервиг и Нолан вновь могут разойтись миром. Тем более, что у «Барби» и «Оппенгеймера» в основном положительные отзывы критиков и крепкий коммерческий потенциал. Среди проигравших, как бы странно это ни звучало, может оказаться разве что Том Круз: его «Миссия невыполнима» только вышла в кинозалах IMAX, но уже сейчас некоторые прокатчики явно продумывают, как делить сеансы легенде блокбастеров с другим поклонником формата — Кристофером Ноланом.

еще по теме
Длинный звездный байопик: что известно об «Оппенгеймере» Нолана
Очень розовый и очень хайповый: что критики думают о фильме «Барби»
Злой ИИ и безумный Том Круз: почему новая «Миссия невыполнима» — один из лучших экшн-аттракционов?
Никита Прунков