власть

«Прорыв» без результата: чем закончился «мирный саммит» по Украине в Саудовской Аравии?

Украина считает встречу успехом из-за присутствия на ней Китая. На самом же деле все не так однозначно
Presidential Office of Ukraine/ТАСС
Presidential Office of Ukraine/ТАСС

5-6 августа в Саудовской Аравии состоялся «мирный саммит» по украинскому конфликту. На эту встречу с самого начала не возлагали особых надежд. И она действительно не привела к прорыву — хотя Украина и Запад пытаются убедить всех в обратном. Разбираемся, как проходил саммит и чем на самом деле он закончился.

Как проходил саммит?

Саммит в городе Джидда проводили с 5 по 6 августа. По изначальной информации, в нем должны были принять участие примерно 30 делегаций. Однако в итоге своих представителей направили порядка 40 стран — среди них оказались Бразилия и Китай, которые ранее отказывались участвовать без России.

Полный список участников

Болгария, Британия, Дания, Эстония, Испания, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Румыния, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Саудовская Аравия, Австралия, Бахрейн, Индия, Иордания, Катар, Кувейт, Союз Коморских Островов, Китай, Корея, Турция, Япония, Египет, ЮАР, США, Канада, Аргентина, Бразилия, Чили, Украина. Кроме того, в Джидде были представители Евросоюза и ООН.

Встреча проходила на уровне дипломатов и советников по нацбезопасности. В ходе переговоров участники обсудили несколько вариантов мирного урегулирования. Украина продвигала «мирную формулу Зеленского» с требованием полного вывода российских войск и возвращения к границам 1991 года. Китай презентовал свой мирный план, в котором предложил немедленно прекратить боевые действия и начать мирные переговоры.

Кроме того, с собственными предложениями выступила хозяйка саммита Саудовская Аравия. В ее версии присутствуют пункты об уважении территориальной целостности Украины, немедленном прекращении боевых действий, обмене пленных и начале мирных переговоров под наблюдением ООН.

Участники саммита договорились создать отдельные рабочие группы. В них будут обсуждать конкретные пункты украинской формулы мира. Саммит в Джидде остался без итогового коммюнике. Однако его участники условились встретиться еще раз — по данным газеты Le Point, следующий саммит может пройти в Индии, но его дата неизвестна.

Как оценивают итоги встречи?

Итоги саммита оцениваются по-разному. На Украине и Западе его преподносят как «почти прорыв» — он привлек больше участников, чем прошлая встреча в Копенгагене. На саммит приехали ключевые союзники России, вроде Китая. Кроме того, они якобы поддержали «формулу Зеленского» и согласились уважать «территориальную целостность» Украины.

«У нас состоялись очень честные и открытые переговоры, в ходе которых представители всех стран смогли огласить свою позицию и видение. Несмотря на разные точки зрения, все участники продемонстрировали приверженность принципам Устава ООН, международного права, уважения суверенитета и нерушимости территориальной целостности стран», — написал глава украинской делегации Андрей Ермак.

Издание The Financial Times со ссылкой на европейских дипломатов отметило «конструктивную» позицию Китая. «Само его присутствие показывает, что Россия становится все более и более изолированной», — сказал один из собеседников издания, отметив что Пекин также согласился участвовать в следующей подобной встрече.

Китай, впрочем, воздержался от однозначных оценок переговоров. МИД КНР в комментарии агентству Reuters заявил, что глава делегации Ли Хуэй «выслушал мнения и предложения всех сторон и способствовал дальнейшему укреплению международного консенсуса». Впрочем, «формулу Зеленского» Пекин не упомянул — он намерен продвигать собственный мирный план.

Россия оценила прошедший саммит неоднозначно. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков положительно отнесся к участию в саммите стран БРИКС. По его словам, в скором времени Москва обсудит с ними итоги консультаций.

Вместе с тем российские чиновники подтверждают, что условия для мирных переговоров пока не сложились. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о желании Москвы «контролировать территории, которые теперь записаны в нашей Конституции как наши». Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев вовсе заявил, что переговоры не нужны: «Враг должен приползти на коленях, моля о пощаде».

Что вышло на самом деле?

У «мирного саммита» в Джидде была одна цель — помочь Украине и Западу заручиться дипломатической поддержкой стран «глобального Юга», которые не осудили спецоперацию и не присоединились к антироссийским санкциям.

С этой точки зрения встречу сложно назвать продуктивной. Она закончилась без итогового коммюнике — это уже говорит о том, что Украине, Западу и остальным не удалось достичь компромисса по ключевым вопросам урегулирования.

Киев, несмотря на победные реляции его представителей, не смог продавить «формулу мира Зеленского». Как выяснила газета The Wall Street Journal, представители Украины не настаивали на принятии документа, а другие участники саммита не призывали к отказу от него. Иными словами, ради сближения с «глобальным Югом» ему пришлось отказаться от наиболее радикальных предложений — например, полного вывода российских войск и возвращения на границы 1991 года перед переговорами.

С другой стороны, «глобальный Юг» тоже не добился успехов в продвижении своего видения мира. Саудовская Аравия, Китай и другие незападные страны предлагали Украине и США немедленно прекратить огонь и начать переговоры без предварительных условий. Китай хотел обсудить озабоченности России, Бразилия призывала подключить ее к мирному процессу. Однако эти предложения не нашли отклика.

Стороны переговоров не дали ответ ни на один ключевой вопрос урегулирования — что означает «справедливый мир», о котором говорит Запад? В каких границах и в каком статусе должна существовать послевоенная Украина? Что делать с гарантиями безопасности для России? Должен ли Запад брать на себя обязательства по нерасширению НАТО?

Из-за разногласий участников саммит в Джидде не стал даже обращаться к этим темам. Их место заменили расплывчатые формулировки, вроде «уважения территориальной целостности Украины». Однако на такой основе мирный план не построишь.

На этом фоне решение вынести отдельные пункты украинского плана на обсуждение в рабочие группы выглядит как попытка участников «сверить часы» перед основным этапом переговоров. Но пока это выглядит делом отдаленного будущего — реальный мирный саммит будет проходить только с участием России, а его условия будут зависеть от хода боевых действий.

Виталий Рюмшин