СВО

Жизнь после «контрнаступа»: стоит ли ждать ответного наступления ВС РФ на Украине?

Вскоре инициатива в зоне СВО может перейти к российской армии. Но она, по-видимому, не готова к новой кампании
Александр Река/ТАСС
Александр Река/ТАСС

Контрнаступление ВСУ на Запорожье третий месяц буксует в предпольях оборонительной линии России. Признаков того, что украинцы вот-вот остановятся, пока нет. Но и уверенности в их успехе почти ни у кого не осталось. На этом фоне эксперты и журналисты все чаще задаются вопросом — а будет ли российская армия отвечать, когда «контрнаступ» окончательно выдохнется? Разбираемся, если ли на фронте признаки «контр-контрнаступления» и могут ли ВС РФ провести его до конца года.

А что, предпосылки к «контр-контрнаступлению» уже есть?

Во всяком случае, так считает советник врио главы ДНР Ян Гагин. 10 августа он сообщил, что российская армия готова наступать в Донбассе «когда будет приказ».

«Сейчас мы находимся в активной обороне лишь потому, что нам сейчас выгодно в ней находиться. Гибель личного состава при оборонительных действиях — один к пяти. Учитывая нашу эшелонированную оборону, наши силы и средства, которые задействованы там, обученность наших военнослужащих… Мы готовы и к наступлению, и к обороне», — сказал он в интервью агентству РИА «Новости».

На отдельных участках фронта ВС РФ уже перешли в наступление. Наиболее сложная ситуация для ВСУ складывается под Купянском в Харьковской области. Российская армия медленно продвигается к городу, 10 августа украинские власти объявили эвакуацию 37 населенных пунктов, включая сам Купянск. По словам главкома сухопутных войск ВСУ Александра Сырского, российская армия создала «ударный кулак» и готовится к прорыву на этом направлении.

Немецкая газета Der Spiegel указала, что наступление ВС РФ на Харьковщине началось в самый неподходящий для ВСУ момент.

«За этим стоит очень внимательно наблюдать. Если россияне добьются прогресса в регионе, это будет очень серьезно. Это полностью уничтожит украинский нарратив о контрнаступлении, — соглашается американский эксперт Марк Канчиан. — Если они смогут [занять Купянск] в то время, как контрнаступление ВСУ увязло в оборонительных линиях, это будет мощным провалом и, я думаю, демотивирующим фактором для Запада».

Впрочем, ситуация под Купянском — это еще не большое наступление. Ситуация на этом направлении скорее похожа на позиционное продвижение вперед и попытку оттянуть резервы ВСУ с южного направления. А вот в перспективе большого наступления российские эксперты сомневаются.

Сооснователь аналитического проекта «Ватфор» Сергей Полетаев считает, что оно будет иметь смысл только тогда, когда ВС РФ получат возможность решать стратегические задачи. В то же время он признает что ситуация будет зависеть от внешней конъюнктуры.

«Если Запад не станет кратно усиливать ВСУ, не станет вписываться сам , то мы останемся в стратегической обороне до тех пор, пока не наберем кратный перевес [в численности над ВСУ] и не получим условия для генерального наступления — скажем, до будущего года. Если же станет ясно, что Запад выбрал новый виток эскалации, мы попробуем ударить тем, что есть — как можно скорее, пока противник не успел усилиться», — рассуждает он.

Состоится ли наступление ВС РФ в ближайшее время? Аргументы за

• Украина истощена. И это неудивительно — после Харькова и Херсона ВСУ прочно увязли в изнурительных боях на истощение. Сначала украинцы больше полугода держались за Бахмут. Сейчас они третий месяц бросают стратегические резервы на укрепленные позиции ВС РФ в Запорожье, неся колоссальные потери.

Вдобавок российская армия усилила обстрелы Украины ракетами и дронами-камикадзе — с мая они стали почти ежедневными. Потери и неудачи заметно истощили ВСУ: украинская ПВО уже не справляется с налетами, СМИ и аналитики пишут, что у украинцев не хватает техники, солдаты плохо обучены, а их боевой дух предельно низок. Иными словами, складываются условия для перехвата инициативы.

• ВС РФ предстоит выполнить несколько важных задач По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Москва рассчитывает как минимум выйти на административные границы ДНР, Херсонской и Запорожской областей. Кроме того, Владимир Путин публично высказывался за создание на Украине «санитарной зоны», чтобы обезопасить российское приграничье от обстрелов. Если Кремль действительно ставит перед собой такие задачи, то ВС РФ при любом раскладе потребуется провести одну или несколько наступательных операций.

• России нужна победа над ВСУ. В идеальном варианте — стратегический разгром украинской группировки в Донбассе. Это единственный способ быстро закончить СВО. Успехи на тактическим или оперативном уровне тоже позитивно скажутся на ходе спецоперации. Вокруг ВСУ уже складывается не очень благоприятная обстановка — еще один крупный провал усилит брожения в украинской армии.

Победы ВС РФ на поле боя также «убедят» Запад в бесперспективности поддержки Украины. Если это случится, то потоки оружия пойдут на спад, а Киев начнут активнее подталкивать к миру. Кроме того, они усилят позиции России на мирных переговорах — причем чем больше ВС РФ продвинутся на земле, тем больше будет шансов, что Украина и Запад согласятся на условия Москвы.

Почему оно может не состояться? Аргументы против

• Наступление требует колоссальных ресурсов, но не факт, что у ВС РФ они есть. В июне глава Минобороны РФ Сергей Шойгу и замглавы Генштаба Евгений Бурдинский говорили, что Россия готовит две резервные армии и один армейский корпус. То есть Москва действительно готовит крупные резервы для наступательных действий, но они все еще находятся в стадии формирования.

Для по-настоящему крупной стратегической операции ВС РФ все еще нужно куда больше людей и техники. Получить их можно только с помощью второй волны мобилизации. Поскольку признаков мобилизации нет (хотя реформа призыва идет полным ходом), то говорить о наступлении российской армии в зоне СВО преждевременно.

• Ситуация на фронте не располагает к наступлению. За полтора года боевых действий Россия и Украина зашли в стратегический тупик из-за мощных укреплений, возведенных по всему фронту. Эшелонированная оборона исключает резкие изменения линии боевого соприкосновения. Она стала главной причиной, по которой летнее контрнаступление ВСУ до сих пор не достигло успехов.

Если ВС РФ начнут наступать сами, то они рискуют столкнуться с теми же проблемами, что и украинцы — минные поля, траншеи, артиллерийский огонь и, как следствие, высокие потери. ВС РФ напоролись на это, когда попытались взять Угледар в феврале этого года. Поэтому на этот раз российское командование может отдать предпочтение позиционной борьбе до тех пор, пока материальное и моральное истощение ВСУ не достигнет критического уровня.

• Контрнаступление ВСУ еще идет. Хотя с каждым днем шансов на прорыв украинской армии остается все меньше, исключать ухудшения ситуации нельзя. ВС РФ необходимо придерживать резервы для обороны — причем делать это нужно до тех пор, пока контрнаступление ВСУ не выдохнется из-за потерь или пока его не остановят погодные условия. Затем СВО войдет в осенне-зимний период, который традиционно неблагоприятен для активных боевых действий. Конечно, ВС РФ могут навязать ВСУ еще одно сражение на истощение, своего рода «Бахмут 2.0» (вполне возможно, что им станет Купянск). Но говорить об их ответном наступлении придется не раньше весны 2024 года.

Виталий Рюмшин