Почему «Библиотекарь» — один из лучших российских сериалов последних лет
История Алексея Вязинцева завершилась — вышла последняя серия «Библиотекаря», основанного на одноименном романе Михаила Елизарова. В течение восьми эпизодов мы наблюдали, как читальни борются за власть, вступают в кровавые битвы и ищут ту самую Книгу смысла. Посмотрели и рассказываем, почему этот проект стал одним из лучших среди отечественных сериалов за последние годы.
Добротный и оригинальный сценарий
Необычная история о волшебных книгах скучного советского писателя Громова, наделяющих читателей суперспособностями, смотрится выгодно на фоне остальных российских премьер этого года. Главный герой Алексей Вязинцев в сериале узнает о смерти отца и оставшейся в наследство квартире. Он хочет продать имущество, но случайно сталкивается с неким культом библиотекарей и выясняет, что отец был одним из хранителей книг. Неприметные издания могут наделить яростью, терпением, властью, силой, памятью или радостью. Но все гонятся за главной и могущественной Книгой смысла, и Алексей — главная мишень.
Роман Михаила Елизарова хоть и был награжден в 2008 году престижным «Русским Букером», но вызвал противоречивые впечатления. Некоторые критики ругали его за странный слог и чрезмерную жестокость, а всю выстроенную вселенную произведения назвали пародией на советскую ностальгию. Отчасти с этим можно согласиться, ведь в романе сделан упор на батальные сцены и высокопарные выводы об утраченных идеалах, а некоторые описания могут вызвать чувство тошноты.
Сценаристы сериала Илья Тилькин и Александр Грязин взяли из книги лучшее и бережно обрамили самобытный замысел нужным количеством интриги, любовной драмы и кровавых сцен. Диалоги не кажутся пустыми и глупыми, логика повествования не нарушена, и за героев начинаешь переживать, как за своих близких.
Острый саспенс
Еще один признак удавшегося сериала — он затягивает и удерживает внимание практически каждую минуту. Авторы хорошо поработали с накалом страстей, шокирующими контрастами и внезапными смертями в духе «Игры престолов». Так что совет только начинающим смотреть «Библиотекаря»: не привязывайтесь к любимым героям, чтобы потом не было мучительно больно.
Первой битве Алексея Вязинцева хочется уделить отдельное внимание. Во второй серии герой невольно вовлекается в «разборки» двух читален, и как наследник отца получает звание библиотекаря, то есть главы читальни. Предводитель ведет своих людей в бой, зачитывает книгу для обретения силы и выступает главной целью для противника — со смертью библиотекаря останавливается сражение.
Спойлеров не будет, но сцена этой драки получилась настолько напряженной, что захотелось подойти вплотную к экрану, а живот даже слегка скрутило от волнения. Нечто подобное ощущалось от Битвы бастардов в «Игре престолов» и сражения во второй части «Властелина колец».
Эффектные битвы
Кроме того, что столкновения читален вызывают переживания за героев, они еще отлично поставлены и сняты. Операторы пользуются разными приемами, монтаж не куцый и без очевидных ляпов.
В «Библиотекаре» главное правило битв — ограничение на оружие. Читатели не имеют право приносить огнестрел, но зато в фантазии выбора режущих предметов их никто не ограничивает. Поэтому так зрелищно смотрятся бабушки с железными крюками и палицами, юные девушки с рапирами и матерые мужики с мачете.
Из этого, конечно, вытекает обилие жестоких кровавых сцен, где обезумевшие под действием книг читатели не делают скидку ни на пол, ни на возраст. В этом даже прослеживается некая идея равенства с достаточным количеством сильных женских персонажей, которым под горячую руку лучше не попадаться.
Сильные актеры и их персонажи
Благодаря измененному сценарию режиссеру Игорю Твердохлебову удалось показать и странный библиофильский культ, и интересных полноценных героев. Никита Ефремов сумел отлично воплотить всю палитру эмоций Алексея Вязинцева, на которого свалилось что-то странное и дикое: от растерянности, страха и безумия до самоотверженности, внутренней силы и любви.
Героиня Евгении Дмитриевой — особый восторг. Маргарита Тихоновна Селиванова, руководившая читальней до прихода главного героя, остроумна, безусловно очень сильна и харизматична. Российская Сара Полсон стойко выдерживает истерики Алексея, схватки с бывшими военными и нападки главного антагониста Шульги в исполнении Михаила Трухина.
В целом историю наполнили типажами разного калибра. Есть и предатели, и трусы, и верные друзья, и не очень верные любовники. Поэтому за «Библиотекарем» так интересно наблюдать — цепляет не только фантастическим, но и понятным человеческим.
«У книг не было Смысла, но был Замысел»
При всем радужном-восхищенном отзыве на «Библиотекаря» хочется добавить одну горькую ложечку. Финал довольно точно был процитирован и, возможно, поэтому показался слегка оборванным. Нас очень напряженно вели к развязке — к нахождению Книги смысла, завершению политической войны Шульги и Вязинцева, а также объяснению, зачем вообще нужно это седьмое издание.
Восьмой эпизод выстроен в духе «все ради избранного», где персонажи объединяются вокруг героя и помогают ему достичь главной цели. Из 50 минут на кульминацию отвели минут пять.
Алексей находит ту самую Книгу смысла и успевает прочесть до прихода Шульги. Последнее произведение Громова наделило его невероятной силой, и одним своим голосом он приказывает врагам разойтись, жить мирно, но помнить лица каждого убитого.
Следом закадровый голос поясняет, что «у книг не было Смысла, но был Замысел». Избранный чтец обязан произносить Неусыпаемую Псалтирь — вечно читать одну за другой все семь книг, ведь только так страну защищает «незримый купол», а «враг бессилен». И опоры нашей страны — «добрая Память, гордое Терпение, сердечная Радость, могучая Сила, священная Власть, благородная Ярость и великий Замысел».
Конец истории сбивает с толку, так как нам так и не объясняют, зачем все кланы боролись за книги. Да, нам ретроспективно попытались показать, как Громов, участник боевых действий Великой Отечественной войны, пришел к написанию своих книг, кому их посвятил и почему случилась такая привязка к Вязинцеву. Но на фоне всех остальных событий этого оказалось недостаточно. Хочется больше подробностей и более развернутого финала.
И даже несмотря на слегка смазанную концовку, душа киномана безмерно радуется за удачный российский проект — яркий, бодрый, интересный и живой. Ставим на одну полочку с драмой «Нулевой пациент» и ждем по-настоящему талантливой сериальной комедии.