Личный архив Анастасии Мазневой
Личный архив Анастасии Мазневой
общество

«Прогрессом движут дети»: советник директора по воспитанию — о новой должности в школах РФ

Должность советника появится почти во всех российских школах и вузах с начала нового учебного года

С 1 сентября в большинстве российских школ, колледжей и техникумов появится должность советника директора по воспитательной работе. Готовить потенциальных кандидатов начали с 2021 года в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ»: отбор проходил на федеральном уровне с помощью конкурса «Навигаторы детства». В чем суть новой должности, рассказывает Анастасия Мазнева — советник МБОУ «Центр образования» №76 в Уфе.

«Не каждый в 18 лет сможет работать с 30-ю детьми»

В 2014 году, будучи студенткой педуниверситета, летом после экзаменов я начала работать вожатой в детском загородном лагере. Обязанности были интересные и поначалу даже сложные: надо понимать, что не каждый в 18 лет морально устойчив и вынесет работу с тридцатью детьми и стольким же количеством их родителей.

Я получала положительную обратную связь от детей, и подобного хотелось все больше и больше. Тогда это были «первые пробы», я не знала ни о методах общения с детьми, ни о их возрастных особенностях. Но осознание того, что я — вожатая, на которую стоит равняться, доставляло мне удовольствие. И так было несколько летних сезонов подряд, во все смены — с июня по август.

Личный архив Анастасии Мазневой
Личный архив Анастасии Мазневой

Далее я работала в лицее на должности старшей вожатой,  аниматором, а также организовывала и вела массовые городские мероприятия. Мне все это очень нравилось: при этом коллеги и дети всегда были разные.

Вернувшись в 2022 в свой родной лагерь, я отработала первую смену куратором профильного педагогического отряда (там были самые старшие дети, от 14-16 лет). Позднее была тренером и обучала тех же детей уже теоретическим и практическим знаниям, создавала с ними проекты по различным творческим направлениям. И тогда я четко поняла, что мне нужно вернуться к работе с детьми, но уже осознанно и конструктивно.

«Над головой зажглась лампочка»

Я искала преподавательские вакансии в своей родной школе, и администрация предложила мне устроиться на должность «советника директора по воспитанию и работе с молодежными организациями». Сначала мне было непонятно, что за работа такая: что-то около «старшего вожатого» или «заместителя директора по воспитательной работе»?

Я начала углубляться в разбор обязанностей. Оказалось, что в них есть все то, чем я увлекалась и занималась на протяжении своих 27 лет — работа с детьми, их патриотическое воспитание и развитие научных, творческих и лидерских компетенций. Твори — не хочу! У меня, совсем как в мультфильмах, будто зажглась лампочка над головой: «Я знаю, что буду делать». А когда есть цель — нет препятствий.

Требования к соискателям на должность советника
  • возраст от 21 года;
  • наличие педагогического образования (принимаются студенты третьего курса);
  • опыт работы с детьми;
  • портфолио работ с участием в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня;
  • успешная сдача итогового тестирования и удаленного собеседования с региональным координатором советников по воспитанию.

До устройства предстоял конкурсный отбор, который легко мне дался. По результатам отборочных этапов и заданий, я стала победителем всероссийского конкурса «Навигаторы детства 3.0», и в Башкортостане на финальном этапе вошла в десятку будущих советников в республике. Для меня это стало большой мотивацией.

Хочу отметить, что при трудоустройстве мне очень помогла директор учреждения Олеся Алексеевна Чугаева. Она — замечательный человек, на «одной волне» со мной. Принимая на работу, Олеся Алексеевна сказала мне: «Настя, нам нужна жизнь в школе. Нам этого не хватает». А я пообещала себе, что в школе это обязательно будет.

«Совершенно другой функционал»

Я работаю на «пятидневке» с 09:00 до 17:00. Сейчас, до начала учебного года, занимаюсь отработкой концепций к тем или иным школьным мероприятиям, формирую свою рабочую папку, куда входят нормативные документы по должности, начинаю работу с учениками по подготовке ко Дню Знаний. И с коллективом знакомлюсь, привыкаю. Мне все очень нравится.

Есть мнение, что советник дублирует работу завуча. Да, я — часть администрации школы, но у меня совершенно другой функционал. Некоторые мои обязанности схожи в замдиректора по воспитательной работе: советник также планирует работу на год, также придерживается нормативных документов, подчиняется тем же федеральным законам.

Но отличие в том, что моя работа скорее творческая. Например, я отвечаю за то, чего не делает замдиректора: выборы президента школы, сбор учеников для штурма очередной крутой идеи проекта на День учителя. Те же общие чаепития в Центре детских инициатив предстоит организовывать именно мне.

Личный архив Анастасии Мазневой
Личный архив Анастасии Мазневой

«Привить любовь к родине нелегко»

Власти говорят, что советники должны стать своими в детской среде: отвлекать их от вредных привычек и занимать школьников полезной деятельностью с «нотками патриотизма». Я не согласна с этой концепцией, поскольку «отвлечь» учеников не получится — к тем же привычкам они рано или поздно могут вернуться. В поле моей деятельности входит мотивация и профилактика.

К патриотизму и здоровому образу жизни возможно мотивировать через полезный контент, видео- и фото проекты, челленджи, флешмобы и многое другое. Подобное ребенку запоминается надолго и приносит свои плоды, а создавая комфортную и понятную для ученика среду, принять предлагаемые нормы гораздо проще.

Нельзя не признать, что привить ребенку любовь к родине в условиях его стремительно развивающегося интереса к соцсетям нелегко. Кроме того, к сожалению, многие родители упускают период воспитания чада из-за работы или нежелания. Ведь проще дать ребенку телефон без фильтрации контента, чем занять его, например, совместной поездкой, скажем, в соцприют или просмотром семейного фильма в кинотеатре.

Что для этого нужно родителю? Уделять элементарное внимание. Я ни в коем случае не обвиняю семью, но стоит отметить, что грамотных специалистов по работе с детьми в школе сейчас редко найдешь. В этом плане советник директора по воспитанию, еще и понимающий детей, — весьма полезный сотрудник.

«Противоречит изначальной концепции»

Чиновники предлагали назначать советниками директоров школ по воспитанию ветеранов СВО на Украине. Эта идея, на мой взгляд, противоречит изначальной концепции внедрения в систему образования такого сотрудника.

Это незримый проводник между ребенком, учителем и администрацией. Человек, понимающий как именно необходимо взаимодействовать с детьми разных возрастов. Мне кажется, что лицо, пережившее тяжесть боевых действий навряд ли станет подбирать разные методы подходов к разным детям. Очень надеюсь, что это предложение останется идеей.

«Прогрессом движут дети»

Мне как советнику прежде всего важна организация детского самоуправления и школьного медиацентра. Прогрессом движут дети, поэтому необходимо создать вокруг них среду, в которой будет возможность выбора любого направления для развития.

Если бы меня в школьные годы спросили, куда я хотела бы пойти: вожатский отряд, турклуб, медиацентр, Юнармия, школьный музей, киноклуб? Я, наверное, с ума бы сошла от выбора, честное слово! Поэтому главное сейчас — мотивировать и заинтересовать детей, чтобы они могли понять, в какую сторону им двигаться.

Очень хочу, чтобы у меня получилось.

Эльнара Синютина