общество

Ошибка в имени и приостановка билета. Какие неочевидные права есть у пассажиров РЖД?

Спойлер: вы сможете сесть на поезд, если сделали ошибку почти во всем, кроме пола
Софья Сандурская/ТАСС
Софья Сандурская/ТАСС

Представители Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания ОАО «РЖД») рассказали, что даже при двух ошибках в билете пассажиры все равно могут попасть на поезд. О каких именно оплошностях идет речь и какие еще неочевидные права есть у пассажиров российских поездов — в нашем материале.

Какие ошибки можно допустить?

Как рассказали представители ФПК, пассажира пустят на поезд, если он сделал не более одной ошибки в имени, фамилии или отчестве и не более одной ошибки в серии или номере документа, по которому был куплен билет. Если ошибок больше — скорее всего, придется поменять билет в кассе или у начальника поезда на корректный, стоит такая услуга, как правило, порядка 230-250 руб.

В целом ошибки в билетах на поезда для пассажиров не критичны, если пассажира все еще можно идентифицировать. Например, если вместо «Анастасия» пассажир при покупке ввел «Анстатасия», скорее всего, его либо просто пропустят в вагон, либо попросят поменять билет в кассе на корректный. Но это не станет причиной не пускать человека на поезд.

К полю «Дата рождения» еще менее строгие требования — там допускаются любые ошибки, но при одном условии: они не должны влиять на стоимость билета. Допустим, взрослый человек сделал опечатку в дате рождения и его билет стал детским (а, соответственно, более дешевым). В таком случае придется либо доплачивать разницу на месте, либо возвращать билет и покупать новый.

Также не возникнет проблем, если пассажир при покупке билета указал старую фамилию, а в паспорте указана новая. Главное взять с собой документ, который свидетельствует о смене фамилии, билет при этом менять не нужно.

Единственные данные, которые не подлежат корректировке — пол пассажира.

По каким документам можно купить билет?

Основной документ — паспорт России, также билеты продают по загранпаспорту. Кроме того, подойдет паспорт моряка или военный билет (по последнему билет могут купить только военнослужащие), свидетельство о рождении для несовершеннолетних пассажиров и даже временная справка, которая выдается при утере или переоформлении старого удостоверения.

При этом в правилах перевозчика нет ни слова о том, что билет можно купить только по оригиналу паспорта. Если вы покупаете билет через кассу, подойдет даже фотография документа. Либо можно просто назвать данные, если вы их помните наизусть. Главное взять с собой оригинал документа в день отправления.

Что делать, если опоздал на поезд?

В этом случае вовсе необязательно покупать новый билет. Если пассажир опоздал на поезд, то в течение 12 часов он может возобновить действие старого билета. Для этого, опять же, нужно обратиться в кассу или к администрации и доплатить плацкарту (не путать с плацкартом!). В случае опоздания из-за болезни или несчастного случая, на возобновление билета дается 5 суток, но при условии наличия подтверждающих документов.

А если мне нужно уехать раньше?

Логичный вопрос и ответ на него — да, так тоже можно. Помимо того, что можно уехать на поезде, который выезжает позднее указанного в билете времени, можно еще и сделать наоборот. Согласно п.13 Правил, пассажир может уехать и до отправления своего поезда. Причем согласно закону, пассажиру должны предоставить аналогичное место в поезде. А если такого не будет и пассажир откажется воспользоваться другим местом, ему вернут полную стоимость билета, включая плацкарту.

Кстати, согласно тому же п.13, пассажир может занять место более высокой категории, если оно свободно. То есть если вы едете в плацкартном вагоне, можно спросить у проводника о наличии свободных мест в купе и если они есть, переехать туда.

Что такое приостановка билета?

Согласно «Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…» билет можно приостановить. Каждый пассажир имеет право сделать остановку на пути следования без объяснения причин и продолжить путь в течение 10 суток — просто взять и выйти из поезда на любой станции по дороге, а потом сесть на другой поезд и поехать дальше.

Нужно предупредить проводника, что вы хотите сделать остановку, затем в течение трех часов после выхода из поезда на промежуточной станции нужно через кассу или администрацию вокзала сделать отметку об остановке. Продлевать поездку также нужно через них в течение 10 дней.

Эта услуга не бесплатная — пассажиру придется заплатить за переоформление билета, а также оплатить плацкарту.

Что с вечным спором за нижнюю полку?

Пока что действует приказ Минтранса, где сказано, что каждый пассажир имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Если пассажир оплатил билет на верхнюю полку, то по закону он обязан находиться там. Конечно же, никто не будет штрафовать вас за то, что вы сядете на нижнюю полку, но и требовать вас туда пустить вы не имеете права. Сейчас можно только договориться с соседями и если они не против, воспользоваться нижней полкой.

С 1 сентября 2023 года в силу вступят новые поправки, которые наделят пассажиров верхних полок чуть большим количеством прав. Так, будет установлено время для еды: не больше получаса в промежутки с 07:00 до 10:00 утра и с 19:00 до 21:00 вечером. В обеденное время на еду будет отведено не более часа с 12:00 до 15:00.

Какие еще права есть у пассажиров?

Каждый пассажир любого поезда дальнего следования может бесплатно воспользоваться туалетом на вокзале при наличии билета. Он дает право на пользование всей инфраструктурой, включая уборную. Самым сложным будет объяснить бдительной бабушке, почему вы не должны платить ей 40 рублей.

Кроме того, в поездах Федеральной пассажирской компании, как правило, есть душ, которым за небольшую плату может воспользоваться любой пассажир. Душ находится в штабном вагоне (вагон, который предназначен для начальника поезда). Воспользоваться душем можно всего за 150 рублей, еще за 170 рублей можно арендовать комплект полотенец. Душевой набор (гель, шампунь, мочалка и шапочка для душа) обойдутся в 100 рублей.

Также на многих вокзалах в крупных городах есть современные бизнес-залы, которыми может воспользоваться любой пассажир. Помимо зоны отдыха, там предусмотрено питание по системе «шведский стол», алкогольные и безалкогольные напитки, массажные кресла, переговорные, Wi-Fi и зарядные станции. Стоит трехчасовое ожидание в бизнес-зале от 2400 рублей. Также на некоторых вокзалах есть просто залы ожидания комфорт-класса с более удобными креслами и Wi-Fi, их стоимость начинается от 100 рублей за 1 час.

Анастасия Мельник