Поколение GPT: МГПУ официально разрешил студентам писать дипломы с помощью ИИ
Московский городской педагогический университет (МГПУ) первым в России официально разрешил своим студентам использовать нейросети для написания выпускных квалификационных работ. Для чего это нужно и как на это реагирует профессиональное сообщество — в нашем материале.
Что именно произошло? Теперь студенты могут вообще не писать сами ВКР?
Не совсем так. Решение легализовать нейросети было принято в конце августа текущего года, аккурат перед началом нового учебного года. При этом в вузе подчеркивают, что студентам все равно придется потратить много времени на работу с ВКР, поскольку даже написанный нейросетью текст нужно проанализировать и переработать.
Ректор МГПУ Игорь Реморенко сказал, что и без официального разрешения нейросетями пользовались и студенты, и сами преподаватели. Но чтобы избежать плагиата, нужны общие правила и требования к использованию ИИ. Просто запретить студентам это делать, по его словам, хоть и самый простой, но бесполезный способ.
«Если в будущем нашим выпускникам все равно не избежать использования этого инструмента, лучше научиться грамотно его использовать, уже обучаясь в вузе».
一 Игорь Реморенко, ректор МГПУРеморенко добавил, что университет ввел жесткие правила, чтобы исключить риск списывания. Он считает, что сгенерированные ИИ тексты — не правда в последней инстанции, а просто хороший материал для новых идей.
Ректор Института точной механики и оптики (ИТМО) Владимир Васильев также считает, что нейросети уже стали неотъемлемой частью жизни и если условный ChatGPT может дать корректный ответ на вопрос, то странно не пользоваться этой технологией.
Сейчас, по-моему, каждый гражданин пользуется ChatGPT. Что значит запретить или разрешить пользоваться ChatGPT? Ну запретите пользоваться интернетом, это что, возможно, что ли? Или использовать интернет в образовательных целях? Конечно, эти технологии надо использовать.
一 Владимир Васильев, ректор ИТМОПочему вообще решили заняться этим вопросом?
Бурные обсуждения роли нейросетей в системе образования начались еще в феврале этого года. Тогда студент из РГГУ Александр Жадан написал за 23 часа дипломную работу с помощью ChatGPT, о чем сам же рассказал после защиты. По словам студента, он потратил порядка 15 часов на написание работы и еще 9 — на редактирование.
Система проверки на антиплагиат оценила работу на 82%, а на защите студент получил оценку «удовлетворительно».
В разговоре с журналистами он сказал, что самостоятельное написание диплома занимает очень много времени, которого у студента не было из-за работы. Платить кому-то за написание ВКР он также не хотел, поскольку тогда не получится разобраться в теме.
В итоге он решил создать текст через запросы ChatGPT. Студент все равно частично писал работу самостоятельно, кроме того, он отредактировал диплом. Но когда в вузе узнали, что соавтором была нейросеть, руководство начало проверку в отношении студента, а университет начал получать жалобы с просьбой лишить его диплома.
Что было дальше?
Сначала, разумеется, история вызвала шквал критики. После жалоб университет задумался о создании отдельных инструментов, которые смогут выявить тексты, созданные нейросетями. И по старой-доброй традиции ChatGPT предложили запретить. А точнее ограничить к нему доступ в образовательных организациях.
А вот в Госдуме напротив попросили не аннулировать диплом студента. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга сказал, что нужно изучить опыт студента, потому что он важен для всего преподавательского сообщества.
Здесь, с точки зрения правил, конечно, писал работу не сам студент, а за него писал искусственный интеллект. Но если посмотреть, как этот процесс происходил, то там была и его большая заслуга. Он сформулировал задачу, написал, какие должны быть части и в каких разделах, какими должны быть тексты и их содержание.
一 Александр Мажуга, первый зампред Госдумы по науке и высшему образованиюМажуга добавил, что студент провел хороший научный эксперимент и показал новые возможности искусственного интеллекта. Кроме того, он добавил, что никаких проверок в РГГУ после инцидента быть не должно — депутат просто посоветовал преподавателям внимательнее относиться к студентам и контролю их текстов.
Все в том же феврале к обсуждению подключились представители Национальной комиссии по этике в сфере ИИ. Они попросили министерство образования разработать регламент использования ИИ в учебном процессе. Авторы обращения заметили, что использование нейросетей может ощутимо сократить время на такие рутинные задачи, как компоновка, вычитка и форматирование текста.
Что в итоге со студентом? Диплом аннулировали?
Напротив, у Александра Жадана все отлично. Диплом ему все же выдали, а еще он получил предложение о работе. Жадана пригласили занять должность нейросетолога — теперь он занимается написанием материалов с помощью чат-бота от OpenAI и генерированием иллюстраций через Midjourney.
Текст от нейросетей правда можно распознать?
Можно, но только если это именно текст от ИИ — если человек отредактировал и проверил текст, как было в случае с дипломом Жадана, алгоритмы, скорее всего, не смогут распознать авторство нейросети. Еще в январе 2023 года выпускник Принстонского университета Эдвард Тиан создал сервис GPTZero, который должен был распознавать тексты, написанные нейросетью.
В первую очередь, сервис опирается на запутанность и волнообразность. Алгоритм знает привычные для ИИ конструкции, также он следит за тем, чередуются ли в тексте длинные и короткие предложения — такое свойственно человеческим текстам, у ИИ материал получается более равномерным.
Но этот сервис с малой долей вероятности сможет выявить сгенерированный текст, если он разбавлен текстом от человека или если человек его отредактировал.
Аналогичная функция появилась в российской системе «Антиплагиат», которой пользуется большинство вузов. Уже с мая 2023 года опция обнаружения машинно-сгенерированных текстов стала доступна всем владельцам платной версии портала. Если алгоритм находит фрагменты текста, которые написала нейросеть, их выделяют красным, а сам текст получает пометку «Подозрительный».
Однако и эту систему можно обмануть, что подтвердил эксперимент «Т — Ж», который был проведен почти сразу после выхода обновления в «Антиплагиате». Всего было сгенерировано шесть текстов на одну из самых популярных экономических тем «Анализ эффективности деятельности подразделения предприятия».
Часть текстов сразу генерировали на русском языке, часть — на английском, а затем перевели на русский через нейросетевой переводчик. Никакой дополнительной редактуры с текстами не производили.
Оригинальность у всех текстов оказалось на уровне 85% — большинство вузов требует оригинальность дипломной работы от 80%, для рефератов и курсовых этот показатель еще меньше.
А вот работу нейросети алгоритм «Антиплагиата» распознал в четырех текстах из шести. При этом речь идет только про тексты, которые были сгенерированы на русском языке — те, которые ChatGPT написал на английском, а потом были переведены на русский, не вызвали подозрений у «Антиплагиата».
- Он будет слишком правильный и конкретный. Нейросети плохо могут рассуждать на абстрактные темы, их предложения и выводы довольно предсказуемы и прямолинейны;
- Нейросеть может искажать факты. Если у ИИ недостаточно знаний и аргументов о проблеме, он может придумать их. Алгоритмы в отличие от человека не умеют сомневаться в собственной правоте и мыслить критически;
- Тексты нейросетей обычно лишены экспертности. Из-за того, что у них нет личного жизненного опыта, как у человека, а есть только опыт сразу миллионов людей по всему миру, ИИ не может создать глубокий вдумчивый текст.
Сам Жадан во время общения с депутатом из сферы образования узнал, что даже чужой скопированный текст легко может обойти систему антиплагиата: достаточно просто не ставить подряд девять слов из источника. Если заменить их на синонимы или изменить структуру предложения, антиплагиат считает это как уникальный текст.
Кроме того, Жадан далеко не первый студент, который додумался использовать нейросети в учебе.
Согласно недавнему опросу, 50% опрошенных студентов регулярно используют ИИ в учебных целях. Самым популярным оказался, конечно же, ChatGPT, на втором месте Midjourney и на третьем Kandinsky.
Всего было опрошено 1272 студентов. Из них 83% используют нейросети для написания и редактирования текстов, еще 45% пишут и редактируют с их помощью рефераты и сочинения, а 44% прибегают к помощи ИИ для написания программного кода.