ЕС запрещает транзит грузов по территории России. Что это значит?
С 1 сентября Евросоюз запретит транзит товаров через Россию. Решение приняли в рамках 11-го пакета санкций. Оно призвано бороться с «евразийской каруселью» — схемой, с помощью которой наша страна беспрепятственно получала санкционные товары двойного назначения. Разбираемся, как работала эта модель, что поменяется теперь и как это скажется на России.
Что произошло?
1 сентября вступает в силу решение ЕС о запрете транзита санкционных товаров через территорию России в третьи страны.
В «черных списках» ЕС находятся сотни таможенных кодов товаров. Они включают технологии двойного назначения (которые можно использовать и в гражданской, и в военной сферах), а также промышленные товары, «продвинутую» технику, предметы роскоши и многое другое.
До этого через Россию запрещали перевозить только товары двойного назначения. И пока непонятно, что именно изменится с 1 сентября. Издание VPost сообщает, что теперь запрет коснется абсолютно всех пунктов из санкционного списка — якобы российские компании уже получили соответствующие уведомления.
По данным министерства торговли Казахстана, речь идет только о расширении списка продукции двойного назначения за счет дополнительных наименований, включая согласование товаров авиационной и космической промышленности.
Брюссель расширяет ограничения в рамках 11-го пакета санкций, который приняли еще в июне. Помимо ограничений на транзит в пакете представили механизм по борьбе с обходом санкций — в частности, возможность вводить вторичные санкции против третьих стран, которые занимаются реэкспортом европейских товаров в Россию. В документе это назвали «крайней мерой».
Зачем запрещать транзит?
Эта мера призвана бороться с так называемой «евразийской каруселью». Европейские компании поставляли товары через Россию в Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан и Киргизия) и Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан), но часть продукции не доходила до покупателей — по пути ее перепродавали и, таким образом, товары оседали в нашей стране.
Схема касается, в первую очередь, автоматики и продукции 84-й товарной группы, куда входят промышленное оборудование и механические устройства. Всего в России оставалась примерно половина грузов, шедших в третьи страны.
«Евразийская карусель» действует через граничащие с Россией страны — Польшу, Литву, Латвию и Эстонию. Европейцы пытались прикрыть ее, но до сих пор безуспешно. Например, в июне торговля РФ и Польши осложнилась взаимным запретом на автомобильные грузоперевозки. Следом Литва запретила провозить через Россию и Белоруссию 57 категорий товаров — в основном, микроэлектронику и полупроводники.
А вот властям Эстонии не удается убедить бизнес перестать сотрудничать с Россией. Транзитом грузов через нашу страну занимался даже муж премьер-министра Кам Каллас, из-за в Эстонии разгорелся крупный политический скандал. Латвийцы вовсе ничего не предпринимали, поэтому «евразийская карусель» продолжала «крутиться».
Как это скажется на России и других странах?
Запрет транзита европейских товаров в страны Ближнего зарубежья — неприятная, но не катастрофическая проблема. Дело в сравнительно небольших объемах транзитных перевозок через Россию, которые колеблются в районе 5-10% в зависимости от товара.
Запрет коснется лишь одного логистического направления — через Прибалтику. Тем не менее он не затрагивает альтернативные маршруты поставок, вроде Турции. Торговля через эту страну не всегда идет гладко — например, в марте она под давлением Запада временно перекрыла транзит товаров. Тем не менее Турция остается крупнейшим логистическим хабом, через который европейские товары попадают к нам. Неевропейские маршруты — например, Китай — решение Евросоюза вовсе не затронет.
Российские компании могут обойти ограничения привлечением дополнительных посредников. Этот способ действенный, но довольно дорогой, поскольку может увеличивать стоимость поставки до 40%.
К тому же Евросоюзу будет сложно контролировать собственные запреты. Европейские перевозчики наверняка последуют новым правилам. А вот рычагов давления на иностранные компании у Брюсселя почти нет — вторичные санкции из 11-го пакета предусматривают очень сложную процедуру введения, поэтому массово давить на всех у европейцев вряд ли выйдет.