интернет

«Лайкнешь странный мем, а это все увидят»: как россияне реагируют на политический контент в соцсетях

В последнее время любые взаимодействия с постами стали равноценны высказыванию личного мнения
Adem AY/Unsplash
Adem AY/Unsplash

Исследовательский центр «Фидбэк» провел опрос (есть в распоряжении «Постньюс») и выяснил, как изменилось отношение российских пользователей к контенту в социальных сетях и мессенджерах. В частности, эксперты рассмотрели отношение к политическому контенту. Главное из исследования — в нашем материале.

Как часто пользователи лайкают контент?

Несмотря на общую тенденцию снижения взаимодействия с контентом, в России этот показатель остается на достаточно высоком уровне. Так, 74% опрошенных сказали, что оставляют лайки или комментарии к публикациям ситуативно — это зависит от того, понравится ли им посыл. Еще 14% отметили, что вообще не видят смысла каким-либо образом реагировать на публикации в соцсетях, и только 8% указали, что делают это активно и регулярно.

Почему люди вообще реагируют на контент?

33% опрошенных заявили, что не будут взаимодействовать с контентом в социальных сетях и ничто не сможет побудить их сделать это. Еще 24% сказали, что поставить лайк или оставить комментарий их мотивирует позитивный посыл, а 11%, наоборот, скорее лайкнут пост с негативным содержанием.

Еще 10% опрошенных ответили, что могут прокомментировать или лайкнуть публикацию, если их об этом попросят. И лишь 9% респондентов готовы взаимодействовать только с нейтральными публикациями.

Нейтральный контент на то и нейтральный, так как не вызывает у человека бурю эмоций и активной рефлексии. Лайки пользователи оставляют, как правило, для поддержки автора публикации, и они не несут в себе особый посыл, в то время как комментарии являются более универсальным инструментом и позволяют точнее конкретизировать позицию человека.

Дмитрий Фисун, генеральный директор центра «Фидбэк»

При этом тематика контента никак не влияет на активность респондентов. Почти треть опрошенных сказали, что скорее воздержатся от любых взаимодействий с провокационным контентом, а вот 10%, наоборот, спокойно оставляют комментарии и лайки под провокационными постами. Авторы исследования полагают, что такой ответ связан скорее с характером отвечающих, нежели с их политической позицией.

Лайки и комментарии несут в себе личностную оценку постов. Поэтому аудитория не станет оставлять реакции на любом контенте, он должен обладать для людей субъективной значимостью.

Дмитрий Фисун, генеральный директор центра «Фидбэк»

Почему в последнее время люди стали меньше лайкать и комментировать посты?

Екатерина Гумерова, руководитель департамента коммуникационных решений КГ «Полилог», пояснила в разговоре с «Постньюс», что тенденция на снижение взаимодействий связана с психологическим аспектом. Во всех ведущих социальных сетях внедрена алгоритмическая лента, которая показывает друзьям и друзьям друзей посты, которые человек лайкнул или оставил комментарий.

По логике администраций социальных сетей, это должно подстегнуть дискуссию и продвинуть авторов контента. На деле часть пользователей просто перестает взаимодействовать с публикациями, чтобы лишний раз не показывать свою активность.

Лайкнешь какой-то странный мем, и это увидят родственники, коллеги, преподаватели вуза или учителя школы, которые подписаны на тебя. Неловкая ситуация.

Екатерина Гумерова, руководитель департамента коммуникационных решений КГ «Полилог»

Политические мотивы, по словам эксперта, также присутствуют, но они связаны с ростом числа «битв ботов» — аккаунтов, которые ставят своей целью создать необходимую политическим игрокам повестку дня. «По ощущениям, все больше пользователей становятся грамотнее в плане цифровой гигиены, поэтому не вступают с ботами в дискуссию и воздерживаются от комментариев», — отметила Гумерова.

В то же время, добавляет Гумерова, функция комментариев активно используется для коммуникации с представителями власти. Жители пишут комментарии муниципальным чиновникам, депутатам и губернаторам, высказывая недовольство или обращаясь за помощью в решении проблем. И тут наблюдается иной тренд: количество запросов в комментариях под постами политиков с каждым годом растет.

Как пользователи относятся к фейковым аккаунтам?

Ожидаемо негативно. Почти половина опрошенных (47%) заявили, что плохо относятся к анонимным аккаунтам, которые невозможно идентифицировать. Авторы исследования полагают, что людей больше всего настораживает тот факт, что владельцу фейковой странички есть, что скрывать. В последние годы люди начали опасаться анонимности в интернете, поскольку есть риск, что такая страница может стать инструментом для совершения преступных действий.

При этом почти треть россиян (28%) абсолютно равнодушно относятся к анонимным аккаунтам, а 7% рассказали, что сами пользуются фейковыми страницами.

Дмитрий Фисун рассказал «Постньюс», что пользователи создают фейковые аккаунты, потому что они не хотят афишировать свои настоящие интересы. Причем, отметил генеральный директор «Фидбэка», необязательно такое желание будет связано с «серой» или нелегальной деятельностью, многие попросту не доверяют существующим системам интернет-безопасности.

Также он добавил, что люди могут бояться порицания со стороны общества за свои действия в сети. В российских реалиях, заключил эксперт, от этого феномена в краткосрочной перспективе не избавиться.

Как поменялась ситуация за последний год?

На фоне обострения социально-политической ситуации в России и в мире в социальных сетях и мессенджерах закономерно выросло количество провокационного контента. Больше половины опрошенных отметили, что за последнее время пользователи стали гораздо чаще проявлять агрессию в сети.

Также 12% россиян рассказали, что сидят в социальных сетях, чтобы найти друзей и единомышленников, а не ради развлечения. Еще 10% предположили, что сейчас многие люди заходят в соцсети и мессенджеры, чтобы отвлечься от реальности и хотя бы ненадолго погрузиться в виртуальный мир.

Анастасия Мельник