власть

В Нью-Йорке началась «высокая неделя» Генассамблеи ООН. На что стоит обратить внимание?

США хотят обсудить реорганизацию Совбеза ООН. Страны глобального Юга ждут от Запада «климатических репараций»
Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

18 сентября в США стартовала 78-я неделя высокого уровня Генассамблеи ООН (ГА ООН). «Высокая неделя» — самое важное и масштабное дипломатическое мероприятие в году, на которое слетаются представители 193 государств. Рассказываем, в какой атмосфере оно будет проходить и за какими темами в повестке дня стоит понаблюдать.

Что такое «высокая неделя»?

Это мероприятие в рамках очередной сессии ГА ООН. Во время недели высокого уровня в штаб-квартиру ООН съезжаются первые лица всех государств. На полях ГА они получают возможность встретиться с иностранными визави, а также поделиться соображениями по поводу глобальных проблем с трибуны ООН.

В этом году «высокая неделя» пройдет с 18 по 23 сентября. 18 сентября в ГА начнется серия тематических саммитов, на которых планируется затронуть много вопросов — например, ситуацию в Афганистане и предварительные результаты выполнения Целей устойчивого развития. 19 сентября стартуют общие прения, на которых слово дадут мировым лидерам

Наблюдатели отмечают, что с учетом геополитической ситуации 78-я неделя высокого уровня будет для ООН испытанием на прочность. Конфликтов внутри организации действительно много. США и их союзники, как обычно, будут пытаться сосредоточиться на теме Украины. Страны глобального Юга недовольны этим и предлагают решать их проблемы: разобраться с конфликтами в Судане, Сирии и Мьянме, обратить внимание на голод на Африканском Роге, начать бороться и изменениями климата и т.д.

При этом с представительством в ООН в этот раз тоже будут проблемы. Наиболее влиятельные мировые лидеры по разным причинам проигнорируют «высокую неделю» ГА. В этом году она не досчитается Владимира Путина, Си Цзиньпина, Эммануэля Макрона, Риши Сунака и Нарендры Моди. Таким образом, из пятерки постоянных членов Совбеза ООН Нью-Йорк посетит лишь Джо Байден. А за глобальный Юг, предположительно, будут говорить президент Бразилии Инасиу Лула да Силва и лидер ЮАР Сирил Рамафоса.

На что обратить внимание?

Поездка Зеленского

«Пустоту» от отсутствия ключевых международных игроков попытается заполнить президент Украины Владимир Зеленский. Политик намерен выступить перед другими лидерами и, возможно, даже посетить специальное заседание Совбеза ООН, оказавшись за одним столом с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

Издание Politico пишет, что Зеленский намерен по полному использовать «личное обаяние». Цель: убедить остальных поддержать мирный план Киева и продавить украинскую альтернативу зерновой сделке. Президент Украины также планирует отдельные встречи с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом США Джо Байденом.

Оба саммита примечательны по-своему. Разговор с главой Израиля будет первой личной встречей двух лидеров после возвращения Нетаньяху к власти. А беседа с Байденом призвана добиться поставок Украине дальнобойных ракет ATACMS. И, как сообщают американские СМИ, у Зеленского есть шансы уехать назад не с пустыми руками.

«Климатические репарации»

Тем временем у глобального Юга есть собственные планы на Генассамблею. Один из основных: выбить из развитых стран деньги на борьбу с климатическими изменениями.

Переговоры пойдут по двум направлениям. Президент Бразилии Лула да Силва добивается того, чтобы Запад наконец начал выделять развивающимся странам по $100 млрд в год на борьбу с климатическими изменениями. Развитые страны пообещали сделать это еще в 2009 году, но до сих не достигли нужного уровня финансирования.

Второе направление — решить вопрос с «климатическими репарациями». Так называется специальный фонд, в рамках которого Запад должен возмещать ущерб странам, пострадавшим от глобального потепления. Его учредили на климатическом саммите ООН в прошлом году, но с тех пор работа по этой инициативе особо не продвинулась.

Участникам еще предстоит решить, на базе какой организации создать фонд (МВФ, Всемирного банка или новой международной структуры). Кроме того, к нему нужно привлечь крупных игроков — например, США, которые наотрез отказываются платить «репарации» и пытаются переложить ответственность за климат на развивающиеся экономики.

Реформа Совбеза ООН

Байден рассчитывает предложить глобальному Югу другой «пряник» — реформу Совбеза ООН. Президент США выдвинул инициативу по реформе Совбеза ООН еще в прошлом году и, по данным СМИ, намерен поднять эту тему снова.

Белый дым добивается включения в Совбез ООН пяти-шести новых постоянных членов без права вето. Вероятные кандидатуры — Индия, Бразилия, Германия, Япония и ЮАР. Генассамблея уже запустила переговорный процесс, доверив его организацию представителям Словакии и Кувейта.

Для реформы требуется получить ⅔ голосов в ГА, что само по себе очень сложная задача. К тому же для нее нужно одобрение нынешней пятерки Совбеза ООН, а с этим все совсем плохо. У постоянных членов Совбеза разные взгляды на преобразования: Франция и Великобритания поддерживают предложения США. Россия и Китай не против включения в Совбез стран Африки, Азии и Латинской Америки, но они не хотят видеть там еще больше союзников Штатов (что автоматически исключает кандидатуры Германии и Японии).

С такими вводными обсуждение реформы Совбеза ООН обещает быть очень напряженным. Не факт, что оно приведет к результатам. Но понаблюдать за процессом определенно стоит.

Какие выводы из этого можно сделать?

По размаху, масштабам решаемых проблем и представительству 78-я неделя высокого уровня ГА ООН смотрится необычно блекло. 2023 год показал, что ведущие международные игроки стремятся решать вопросы глобального управления в неформальных клубах — G7, G20 и БРИКС. А вот «старые» структуры оказались парализованы отсутствием консенсуса, поэтому они до сих пор работают по накатанной, а их роль свелась к выполнению технических задач.

Сейчас перед ООН стоит сложная задача. Организации позарез нужно вернуть себе актуальность и показать, что она — по-прежнему один из ключевых столпов мирового порядка. Если на «высокой неделе» сторонам удастся добиться прорыва по ключевым вопросам, а ее итоги превзойдут результаты встреч G20 и БРИКС, то можно сказать, что ООН все еще в игре. В противном случае организация продолжит двигаться по пути медленного угасания.

Виталий Рюмшин