«Великая ирония»: каким получился (возможно) последний фильм Вуди Аллена
28 сентября в российский прокат выходит фильм Вуди Аллена «Великая ирония» о любовном треугольнике с драматично-ироничной развязкой. Мы посмотрели ленту и делимся впечатлениями, а заодно рассказываем, почему фильм может хорошо завершить карьеру режиссера.
О чем «Великая ирония»
Оригинальное название фильма звучит как Coup de Chance (Счастливый случай). Именно стечение обстоятельств и сталкивает главную героиню — молодую замужнюю девушку Фанни (Лу де Лааж) — с Аленом — старым знакомым со времен учебы в нью-йоркской школе. Он сразу признается, что в юности был в нее влюблен, начинает звать на совместные обеды, а позже дарит лотерейку. Сцена с покупкой билета становится ключом к пониманию фильма — случай решает все.
Сама Фанни относительно счастлива в браке с властным, богатым и решительным Жаном (Мельвиль Пупо) — он умен, ревнив и, возможно, приложил руку к смерти своего бизнес-партнера. Это второй брак Фанни: первый раз она вышла замуж за музыканта и любителя наркотиков. После развода, в отчаянии, она встречает своего нового мужа и начинает жить скучающей жизнью буржуа с работой в аукционном доме, ужинами с состоятельными людьми, охотой на оленей и сумочками Hermes Birkin.
Сначала Фанни не собирается крутить интрижку, однако бранчи в парке, бесконечные комплименты, воспоминания о юности, книжные магазинчики и цитирования поэзии возвращают ее в тот самый романтичный и богемный Париж из фантазий, вырывая из лощеной и уже приевшейся жизни. Героиня теряет голову и оказывается в постели у обаятельного любовника. Дальше — в лучших традициях бульварных романов — обо всем узнает муж и хочет отомстить.
Самоповтор или авторский стиль
Западные кинокритики уже назвали «Великую иронию» лучшим фильмом Аллена за последние 10 лет: обозреватели The Guardian, Variety и Rolling Stone вторят друг другу, расхваливая ленту. Но картина вряд ли удивит поклонников чем-то новым — скорее это компиляция удачных приемов Аллена из последних работ.
Так, милая (правда, в этом случае она кажется такой только на первый взгляд) любовная история с долгими прогулками по глянцевым городским улицам и паркам напоминает фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» 2019 года. А отсылки к классической литературе — как русской, так и мировой — вообще излюбленный прием режиссера. Чуть ли не в каждом фильме Аллена интеллектуалы любят блеснуть знаниями цитат Толстого, Достоевского или, как в «Великой иронии», поэзии Стефана Малларме.
Тема преступления (или хотя бы его попытки) также часто появляется в фильмах режиссера. Если в «Иррациональном человеке» 2015 года Аллен практически полностью ссылается на историю Раскольникова Достоевского, а в «Матч Поинте» главный герой решается на радикальные действия в попытке защитить себя и свой мир, то в «Великой иронии» взять ситуацию под контроль пытается обманутый муж.
Типажи тоже достаточно характерны для режиссера: смелая, честная девушка (одно время у Вуди Аллена таких героинь играла Скарлетт Йоханссон — «Вики Кристина Барселона», «Сенсация»), писатель-интеллектуал в пиджаке (оммаж на самого Вуди Аллена) и харизматичный негодяй (тот же Крис из «Матч Поинта»). Но несмотря на все это, фильм не хочется ругать. Лента держит зрителя в напряжении, а концовка и вовсе оказывается очень уморительной.
Лотерейный билет Вуди Аллена
Если раньше режиссер уже снимал фильмы в Европе, то в этот раз он полностью погрузился в местное кинопроизводство и выпустил кино на французские деньги, с французскими актерами и на французском языке. Причина проста: режиссера лишили финансирования в Америке после обвинений в изнасиловании его приемной дочери Дилан Фэрроу. Однако в Европе как будто ничего не слышали о секс-скандале и принимают Аллена на фестивалях: премьера «Великой иронии» в Венеции получила пятиминутные овации (хотя на дорожке режиссера все же освистали).
Аплодисменты можно воспринимать в том числе как комплимент за выслугу лет — Аллен в киноискусстве больше полувека. Но последние картины режиссера становятся все больше похожи друг на друга: милые пейзажи и скверы, круассаны, джаз, восторженные юнцы, красивые девушки-интеллектуалки — все то, что любят престарелые дедушки.
Вуди Аллен заявлял, что фильм «Великая ирония» может стать последним в его карьере. Пока кино выглядит отличным завершением творческого пути 87-летнего режиссера: подведение итогов авторского стиля, овации, восторги критиков и наверняка хорошая касса в мировом прокате. Возможно, Вуди Аллену стоит забрать свой лотерейный билет.