кино

Обаятельное и мудрое кино об утрате и любви: какой получилась картина «Бери да помни»

Фильм Байбулата Батуллина одновременно смешит и трогает. При этом кажется, что он отлично подойдет для семейного просмотра
Кадр из трейлера
Кадр из трейлера

14 сентября в прокат вышел дебютный полнометражный фильм Байбулата Батуллина «Бери да помни». Картина, снятая на татарском языке, тонко балансирующая между комедией для всей семьи и драмой об утрате, получила главный приз фестиваля «Короче» и вместе с тем множество положительных отзывов критиков. Рассказываем, почему это кино действительно достойно внимания.

Сюжет «Бери да помни»

Шестилетний мальчик по имени Ильхам (Юнус Таиров) проводит лето в деревне с бабушкой Суфией (Роза Хайруллина) и дедушкой Расимом (Рабит Батулла). Под конец каникул мальчишка, полный ожидания того, что его скоро заберут, не понимает, почему родители не подходят к телефону. И пока он продолжает безуспешные попытки дозвониться, старшие родственники узнают жуткую весть — мама и папа Ильхама погибли в авиакатастрофе.

Пока Суфия думает о том, как деликатнее рассказать о потере родителей внуку, дедушка (или по-татарски «бабай») решает отвлечь Ильхама известной татарской игрой — «Бери да помни» («ядәч»). По ее правилам, участники заключают пари и разламывают куриную грудную косточку: если тот, кому досталась короткая часть, берет какой-то предмет и забывает сказать слово «помню», он проигрывает и выполняет желание победителя.

Поначалу Расим намеренно проигрывает мальчику и покупает ему ведро мороженого. Затем дед заполняет ванную сладкой газировкой и даже устраивает деревенскую вечеринку, где сам становится хедлайнером. Героиня непревзойденной Розы Хайруллиной хоть и относится к инициативе мужа скептически, все же соглашается на веселье с родственниками: так она на день перевоплощается в робота и даже примеряет костюм супергероини.

На стыке комедии и драмы

С первых минут автор выстраивает в кадре и диалогах уютный деревенский быт. Герои говорят о варениках, едят кыстыбый и другие национальные блюда, а также коммуницируют с забавными соседями. Среди них оказывается местный полицейский Ильфак (мечтает стать стендап-комиком), парень, который хочет открыть кафе в родном месте, и председатель сельского совета — он никак не может отремонтировать старое здание школы. Тем временем главные действующие лица погружены в детскую игру.

Благодаря Ильхаму и окружающему его веселью «Бери да помни» становится в деревне вирусной. Но пока соседи ломают куриные косточки и один за другим выполняют желания, мальчик не прекращает нервничать. В какой-то момент колорит татарстанской сельской местности сменяется иллюстрацией детской тревоги. Ильхам не понимает, почему родители не приезжают, а Суфия только и делает, что пытается аккуратно подойти к разговору с внуком. При этом ей искренне надоедает развлекательный подход Расима.

И хоть игра на время оттягивает момент беседы, становится понятно, что персонажам не удастся его избежать. Байбулат Батуллин, несмотря на выбор сложной темы об утрате родителей (вдобавок, у совсем юного мальчика), довольно умело удерживается между жанрами, не скатываясь в заунывную трагидраму или неуместную комедийность. Автор не пытается удивить остросюжетными ходами и драматическими приемами — сняв картину буквально в нескольких локациях с непрофессиональными актерами (не беря в расчет Розу Хайруллину), он добивается абсолютно неподдельной искренности.

Какие выводы делает режиссер

«Бери да помни» — довольно линейное и понятное кино, где герои сталкиваются с отнюдь не новой проблемой. В развлекательной манере и спокойной обстановке, которая накаляется лишь эпизодически, взрослые пытаются понять, как не ранить маленького мальчика и сохранить его счастливое детство. Трогательная работа с одной стороны носит терапевтический характер (в моменты игр и прочих развлечений), а с другой заставляет рефлексировать о вечном. При этом важно отметить, что излишняя оптимистичность при всей невозможности вернуть близких, у Батуллина совсем не кажется пошлой.

Сдобренный милым житейским юмором фильм вселяет надежду, но не дает зрителям безусловный и приторный хэппи-энд. Счастье в картине автора определенно есть, но к нему надо прийти: одному для этого придется поехать в Москву на «Открытый микрофон»,  а другому завязать с выпивкой и в корне изменить подход к жизни. Мальчик Ильхам, очевидно, никогда не забудет трагедии и вряд ли в ближайшее время проработает психологические травмы. Однако это не значит, что ему не нужна забота, любовь и игра «ядәч», которая как в сказке может изменить жизни разных людей.

Помимо темы потери близких и местами сказочной иллюстрации игры, Батуллин не забывает и про любовную линию. С самого начала между Суфией и Расимом присутствует напряжение, вызванное регулярным пьянством мужа, усталостью от 50 лет совместной жизни и отсутствием понимания, как быть дальше. Тем не менее их история не становится второстепенной а, напротив, двигает сюжет и расставляет драматургические акценты. «Бери да помни» говорит о банальных истинах, но делает это изящно и вполне обаятельно. В конце концов работа просто напоминает о важности доброты, милосердия и заботы.

Никита Прунков