кино

Философский триллер о двойниках: чем примечательна ирано-французская драма «Вычитание»

Картина, которая на первый взгляд кажется мыльной оперой, по ходу развития удивляет нуарностью и социальной критикой
Кадр из трейлера
Кадр из трейлера

В российских кинотеатрах вышла прошлогодняя драма «Вычитание» иранского режиссера Мани Хагиги («Свинья», «Приходит дракон»). История о том, как пара случайно встречает своих двойников, нетривиально исследует тему доппельгангеров и приятно удивляет психологическим накалом. Чем примечателен фильм любимца международных фестивалей и почему вам не стоит его пропускать? Разбираемся.

О чем картина Хагиги (кратко и без спойлеров)

Действие картины разворачивается в Тегеране, в наши дни. Небогатая девушка по имени Фарзане (актриса и иранская оппозиционерка Таране Алидусти) страдает ментальным расстройством, но из-за того, что находится на поздних сроках беременности, не принимает нейролептики. Оказавшись в пробке, Фарзане замечает своего мужа Джалала (Навид Мохаммадзе), который направляется явно не в сторону работы. В порыве ревности женщина начинает слежку и узнает, что муж ездит в элитный район к загадочной незнакомке.

Фарзане рассказывает об увиденном свекру, а позже ее подозрения доходят и до Джалала. При этом у якобы неверного мужа есть алиби: в это время его попросту не было в городе. Поначалу мужчина и врачи в один голос заявляют, что у Фарзане галлюцинации, но позднее герои сами посещают загадочный дом. Тогда они узнают о существовании практически точной копии себя: в квартире живет обеспеченная, но несчастная пара — Мохсен и Бита — вместе с сыном. Удивительная встреча может раз и навсегда изменить жизни людей.

Как режиссеру удалось оригинально подойти к теме

Тема двойничества в искусстве отнюдь не нова: среди классиков ее препарировали Гоголь («Шинель») и Достоевский («Двойник»), а в современном кинематографе идею интерпретировали Дэвид Линч («Шоссе в никуда»), Дени Вильнев («Враг»), Джордан Пил («Мы») и др. И хоть концепция доппельгангеров в 2023 году кажется вторичной, Хагиги удалось завлечь зрителя не новаторством, а тонким вниманием к деталям.

С первых минут режиссер погружает нас в атмосферу нуарного Тегерана. На улицах туманной столицы постоянно идет дождь, который идеально иллюстрирует непростую жизнь героев. В паре Фарзане и Джалала тревожность и беспокойство исходят от женского персонажа, а в отношениях Мохсена и Биты — напротив, от мужчины. Но если Фарзане переживает психологические трудности и вынашивает малыша, то Мохсен представляет собой типичного тирана.

Его не волнуют интересы ребенка и жены, а на работе он может избить старшего коллегу из-за вспышки гнева. Джалал, в свою очередь, хоть и безуспешен в карьере, в обычной жизни совсем не абьюзер, а лишь уставший работяга. Жены двойников — заложницы обстоятельств. Пока врачи продолжают уверять Фарзане, что она сходит с ума, внешне веселая Бита олицетворяет всех угнетенных радикальным патриархатом женщин.

В какой-то момент отчаявшийся Джалал начинает проводить время с двойником своей жены — тогда лента, казавшаяся пресловутой мыльной оперой, становится сложным философским триллером. Постепенно автор перестает давать подсказки, кто есть кто, а зрителю остается только гадать, под какой из масок спрятано истинное зло (и есть ли оно вообще). Вытекающее из-за происходящих событий знакомство пар приводит к ревности, конкуренции и необратимым последствиям.

Стоит ли смотреть «Вычитание»?

Во второй половине ленты автор дает героям возможность взглянуть на разные версии себя: при этом Хагиги не делает однозначных выводов и не разделяет персонажей на исключительно хороших и негативных (а ведь скатиться в оценку было нетрудно). Полутона в характерах, режиссерские уловки и непредсказуемые действия двух пар окончательно запутывают нас ближе к финалу. К этому времени фильм становится не только крепким и мрачным триллером, но также лаконичным политическим высказыванием.

Несмотря на всю многослойность, в концовке мы получаем довольно исчерпывающий и понятный вывод с налетом социальной критики. Кинематографист рассуждает об устоях, несвободе обоих полов, предрассудках и автократии. Кажется, сама концепция с двойниками — это одна сплошная метафора иранского общества, о чем и говорит Мани Хагиги: «На публике вы один человек, а в частной жизни  — другой. В Иране по-другому никак. И это сводит с ума».

Впрочем, настроение режиссера небезосновательно. Оппозиционно настроенный Хагиги, как и его главная актриса, открыто осуждает действия властей (например, убийство Махсу Амини за «неправильное ношение хиджаба») и поддерживает протесты в Иране. Его работа — «Вычитание» — стала важным социальным высказыванием. Для тех, кто еще не ходил в кино, дадим лишь небольшой спойлер — даже с учетом крайне мрачного развития событий, кинематографист оставляет скромный намек на то, что даже в этой истории все может измениться к лучшему.

Никита Прунков