«Мы не помним более успешного периода»: критик и кинодеятели о состоянии российской индустрии
27 августа в России отмечают День российского кино. За последние десять лет индустрия претерпела ряд важных изменений: государство стало с большим усердием поддерживать отечественных авторов, фильмы начали собирать десятки миллионов долларов в прокате, а на стриминговых сервисах появилось много уникального контента. Накануне праздника мы пообщались с ведущими представителями российского кинематографа и выяснили, действительно ли все так хорошо, как нам кажется.
Российская киноиндустрия на подъеме. Или все же нет?
Иван Твердовский. Режиссер, сценарист («Класс коррекции», «Конференция»)
С коммерческой точки зрения сейчас отличный период. Помимо господдержки, есть различные фонды и стриминговые платформы, которые двигают не только сериалы, но и кинопроизводство. Мы это видим на самых разных примерах. С точки зрения объема рынка и, конечно, цифр, мы не помним более успешного периода в нашем кинематографе.
Василий Степанов. Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»
Не думаю, что индустрия на подъеме. Результаты проката — помимо сверхчемпионов — довольно скромные, а в кинотеатрах много посредственных работ, которые часто мешают действительно важным отечественным релизам. Кроме того, сейчас мы смотрим фильмы и сериалы, которые были задуманы в начале 2020-х, а снимались год-полтора назад. С учетом политического климата и ряда ограничений внутри индустрии трудно предсказать, какие ленты мы увидим через два года.
Николай Лебедев. Режиссер, сценарист («Легенда № 17», «Экипаж», «Нюрнберг»)
Мне кажется, неправильно оценивать подъем кинематографа только исходя из прокатных цифр. Намного корректнее считать не деньги, а количество зрителей. Стоимость билета варьируется, из-за чего некоторые показатели могут быть несколько искажены. Однако я вижу, что людям интересно кино и они стали активнее ходить в залы, несмотря на развитие стриминговых площадок. Надеюсь, эта тенденция сохранится. Все же просмотр фильмов в кинотеатре приносит совершенно иные эмоции, нежели дома на небольшом экране.
Как на кинематографе сказался уход западных кинокомпаний?
Иван Твердовский
Уход западных мейджоров, безусловно, сказался не лучшим образом. Это особенно чувствовалось во второй половине прошлого года — вплоть до выхода «Чебурашки». Тогда в стране закрылась значительная часть кинотеатров. Ситуация выровнялась в 2023 году: появились новые крупные релизы, которые позволили кинозалам выжить. Тем не менее заменить мировые студии и их премьеры практически невозможно ни в одной стране мира. Индустрия кино — это транснациональная история.
Василий Степанов
По-разному. С одной стороны, освободилось пространство для маневра в прокате, но с другой — его часто занимают довольно дурацкие (в том числе зарубежные) премьеры. Киноиндустрия медленная, и наши компании еще не успели воспользоваться уходом конкурентов. Да и ушли ли они? Тот же «Аватар-2» показывали пиратским способом одновременно с «Чебурашкой». А летом не хватало крупных российских релизов — было нечем заткнуть дыру «Оппенгеймера» и «Барби». В кино много повторного проката, а значит предложить людям нечего.
Николай Лебедев
Само собой, возможность смотреть разное кино для зрителей — бесценна. При этом не могу сказать, что в США ситуация сильно отличается от нашей. Американский прокат намеренно отсеивает конкурентов, запрещая дублировать зарубежные фильмы. И поскольку не все готовы смотреть кино с субтитрами, до зрителей доходит не так много иностранных проектов. В России сложилась уникальная ситуация, но она определенно изменится. Как бы то ни было, эта передышка может благотворно повлиять на состояние индустрии. Тем более, с уходом крупных студий россияне получат больше авторского европейского кино — не только зрелищного и коммерческого.
Почему российские авторы все еще черпают вдохновение у западных коллег?
Иван Твердовский
Это нормальный процесс в любой национальной кинематографии, где доля внутреннего кино меньше, чем иностранного. Мы многие годы существовали в парадигме, где российского контента было не более 5-10%. Сегодня ситуация поменялась, и вы видите, как отечественные авторы распустили крылья. Думаю, все страны, производящие видеоконтент, так или иначе хотят вытеснить большие голливудские компании. Возможно, иногда посредством заимствования.
Василий Степанов
Современные кинопроекты [не только отечественные] еще на стадии разработки обрастают так называемыми референсами, в которых авторы указывают, на какие успешные фильмы они ориентируются. Кажется, это просто лень, инертность сознания. Кино часто воспринимается как рекомендательный сервис: если вам понравилось это, значит понравится и то. На самом деле, стопроцентных рецептов успеха нет: должно совпасть множество факторов, которые почти никогда нельзя лабораторно повторить.
Николай Лебедев
Думаю, что вечные противопоставления российских проектов американским — это больше вопрос к рекламщикам. Мою картину «Волкодав из рода Серых Псов» тоже раскручивали как ответ «Властелину колец», хотя я умолял этого не делать. Так, видимо, проще. Полагаю, что фильм ценен не тем, что он похож на какую-то другую работу, а скорее новой интонацией. Просто привлекать внимание к выходящей ленте проще, ссылаясь на уже существующие культовые проекты.
Наша киноиндустрия независима? Или для успешного кино всегда нужны госсредства?
Иван Твердовский
Существуют кассовые проекты, снятые на средства Фонда Кино или Минкульта, но есть и обратные (тоже успешные) примеры. Пока те же стриминги не готовы создавать контент в достаточном объеме, поддержка индустрии необходима. Тем более доля проката в последнее время заметно увеличилась. На сегодняшний день кинематограф можно назвать лишь частично независимым, но в этом нет ничего страшного — во всем мире власти помогают авторам.
Василий Степанов
Кино схожим образом дотируют и в Европе. Ключевая цель: помочь индустрии выжить в условиях давления глобального кинематографа [мейджоров вроде Disney или Universal]. Нельзя сказать, что российское кино тотально зависит от госсредств, ведь есть частные фонды поддержки кинематографа (вроде «Кинопрайма» Романа Абрамовича), частные инвесторы и платформы, принадлежащие крупному бизнесу. Главное для развития независимого кино — дать авторам больше свободы, не прибегать к запретам и цензуре. Тогда все будет отлично.
Николай Лебедев
Чтобы ситуация с независимостью кинематографа от государства улучшилась, необходимо вновь наладить прокат. Когда система зашаталась и рухнула, даже самые гениальные картины стали нуждаться в поддержке. И то, что она есть, это прекрасно. Когда люди ссылаются на примеры успешного авторского кино вроде замечательного фильма «Брат», они забывают, что это скорее исключение из правил. На деле же для съемки современной популярной картины нужно очень много денег. Наш прокат пока не может обеспечить окупаемость картин. Стоит помнить, что даже сверхдоходные американские блокбастеры зарабатывают большую часть кассы не внутри страны, а именно за рубежом.
Что обязательно стоит посмотреть? Рекомендации от экспертов
Иван Твердовский
Из уважения к коллегам я бы не стал выделять конкретные работы. Но надо сказать, что доля серьезных отечественных блокбастеров растет и это не может не радовать. Если раньше мы видели крупные студийные релизы два-три раза в год, то сегодня они выходят практически ежемесячно. 2023-й стал важной точкой в развитии российского кинорынка и показал, что наша индустрия вполне самостоятельна.
Василий Степанов
За последний год это фильмы «Снегирь» Бориса Хлебникова, «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой и дебют ученицы Сокурова Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу». Из сериалов — «Бэби-тур». Также скоро выйдет мощнейшая история про возвращение на малую родину Стаса Иванова — «Одним днем». И еще состоится релиз триллера с социальным подтекстом от Алисы Хазановой — «Белый список». Не пропустите «Бери да помни» дебютанта Байбулата Батуллы (победил на фестивале «Короче» в Калининграде) — это кино для всей семьи.
Николай Лебедев
Я не могу советовать обязательное к просмотру кино: каждый зритель сам выбирает, что ему по вкусу. Из последнего сильное впечатление произвела работа «Надвое» Валерия Тодоровского, трогательная и рождающая добрые эмоции «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко. Также понравился фильм Сергея Урсуляка «Праведник». Еще импонирует, как работает режиссер Клим Шипенко, но его «Вызов» я пока посмотреть не успел.