кино

Нелинейные блокбастеры с тонкими подсказками: из чего состоят фильмы Кристофера Нолана

Кинематографист обожает удивлять зрителей запутанными сюжетами, реалистичными сценами и вниманием к деталям. Подробно разбираемся, за что мы его так любим
Jordan Strauss/Invision/AP
Jordan Strauss/Invision/AP

Байопик Кристофера Нолана «Оппенгеймер» собрал в прокате более $700 млн и стал четвертым самым кассовым фильмом в карьере режиссера. Картина о создателе атомной бомбы уже обошла культовый «Интерстеллар» и теперь имеет все шансы приблизиться к «Началу» и двум частям «Темного рыцаря». По случаю важной отметки в бокс-офисе проекта мы решили вспомнить, благодаря каким художественным (и не только) приемам Кристофер Нолан завоевал сердца миллионов киноманов.

Нелинейность и игры со временем

Кристофер Нолан снимает блокбастеры, но, в отличие от большинства коллег, нацеленных исключительно на коммерческий успех, подходит к проработке кино особенным образом. Режиссер вдохновлялся классическим нуаром 50-х годов прошлого века, из-за чего в его работах можно проследить схожую цветокоррекцию и разрыв линейного сюжета. Нолан показывает события в обратном порядке или рассказывает историю параллельно в нескольких направлениях. Таким образом, главной загадкой для зрителя становится не финал, а то, с чего все началось.

Подобная структура повествования была как в первых работах Нолана («Преследование» и «Помни»), так и в более зрелых. В том же «Начале» режиссер продолжает играть со временем, выстраивая целую систему снов — из-за этого стирается грань между тем, что реально, а что нет. Лента стала апогеем фирменного стиля автора: здесь воедино сплетается запутанный нарратив и философские рассуждения о человеческом разуме и памяти. Важно и то, что неотъемлемой частью происходящего становятся цвета.

Визуальный язык автора

Кристофер Нолан страдает дальтонизмом — он не разделяет зеленый и красный и поэтому редко использует их в качестве ведущих. Несмотря на это, колористика в работах режиссера занимает отдельное место. В «Начале» автор оформил каждый слой сна по-разному, чтобы помочь зрителям не запутаться в сюжете: первый он сопровождал излюбленным синим, второй — желтым, третий — белым, а в последнем объединил их все. В картине «Помни» Нолан показал прямую хронологию событий в черно-белых тонах, а обратную, напротив, в цвете.

Также Нолан не использует CGI-графику в угоду реалистичности: в «Темном Рыцаре» Джокер Хита Леджера действительно разнес корпус больницы, а для «Оппенгеймера» команда режиссера сымитировала ядерный взрыв с помощью крупной миниатюры ядерного полигона. Консерватор и сторонник натурализма остается одним из немногих голливудских режиссеров (привет Квентину!), снимающих кино на пленку — желательно, на 70-миллиметровую. С ее помощью кинематографист сохраняет высокое качество изображения.

Помимо этого, Нолан рассказывает историю с субъективной точки зрения: и в «Интерстелларе», и «Доводе» мы видим мир глазами героя, что позволяет зрителям идентифицировать себя с ним. При этом для должной динамики режиссер часто прибегает к параллельному монтажу, показывая флешбэки или мысли героя.

Первый кадр и внимание к деталям

Многие картины режиссера начинаются с показа детали, которая может определить сюжет всей работы. В «Преследовании» этим элементом становятся перчатки, в «Помни» — фотография, в «Начале» — волчок, а в «Интерстелларе» — корешки книг. А если вы вспомните картину «Бессонница», то на ум наверняка придут многочисленные крупные планы рук и ногтей: именно этот прием помогает зрителю встать на место детектива и разобраться в преступлении.

Так же скрупулезно автор подходит и к научной стороне своих фильмов. Для проработки сюжета и определенных сцен он консультируется с учеными, подрывниками и разного рода специалистами. Например, в «Интерстелларе» Нолан рассказывает об астрофизике (черной дыре и горизонте событий) и делает это более чем достоверно. В этом ему помогли астронавты NASA и SpaceX, а также консультант и известный физик-теоретик Кип Торн.

Музыка и верность себе

За музыкальное сопровождение лент Нолана нередко отвечает один из величайших композиторов современности — Ханс Циммер. Впрочем, этот факт не дает мелодиям выходить на первый план: по задумке режиссера, их наличие носит лишь эмоциональный характер. Минорное звучание усиливает чувства зрителя, но не оттягивает внимание на себя, поэтому музыки в фильмах автора не так уж и много (зато ее присутствие всегда оправданно). В остальное время Нолан не стесняется использовать посторонние звуки вроде скрипов и гула.

Будучи независимым британским автором, а позднее режиссером, чьи фильмы собирают миллиарды в прокате, Кристофер Нолан всегда оставался верным своим идеям. Это касалось его приверженности старым традициям (пленке и показам фильмов в кинотеатрах), любимым киноприемам и, конечно, невероятно запутанным сюжетам (отдельное спасибо за «Довод»). Нолан показал индустрии, что коммерческие блокбастеры могут любить интеллектуалы, а супергеройские фильмы обожать поклонники артхауса.

Режиссер десятилетиями исследует время, память и даже вопросы личной идентичности. Он говорит о любви, использует сложные визуальные эффекты и ориентируется на мелочи, которые упускают из вида многие современные авторы. Каждая работа кинематографиста — новая загадка с множеством сложных, но захватывающих компонентов. Мы не будем советовать лучшие фильмы Нолана, ведь каждый из них достоин особого внимания. Да и фильмография у него не самая огромная: можно попробовать осилить все.

Никита Прунков