кино

«Средневековая война»: как развивается голливудская забастовка и когда все это закончится

Фанаты уже потеряли множество сериалов и шоу. Однако ни сценаристы с актерами, ни продюсеры не собираются уступать
Chris Pizzello/AP/TASS
Chris Pizzello/AP/TASS

10 августа наступил сотый день забастовки Гильдии сценаристов (WGA) после неудавшихся переговоров с голливудскими киностудиями. Таким образом, бунт переплюнул акцию 2007-2008 годов и теперь имеет все шансы побить рекорд самой продолжительной стачки 1988-го. По информации Variety, напряженная атмосфера в индустрии напоминает «гражданскую войну», а стороны наотрез не готовы идти на уступки. Что будет с отраслью, почему продюсеры не пытаются исправить ситуацию и когда все это закончится? Разбираемся.

В двух абзацах вспоминаем, в чем дело

Все началось в мае, когда профсоюз сценаристов объявил забастовку крупным студиям и стримингам. Райтерам, как заявляли их представители, приходилось буквально выживать — их средняя зарплата снизилась на 4% (и на 23% — с учетом инфляции). Гильдия потребовала увеличить минимальную оплату труда, ограничить использование ИИ и внести еще ряд изменений.

Несмотря на объявление забастовки, продюсеры согласились лишь на отдельные условия — их смутило требование по увеличению числа работников и сроков подготовки серий. После и без того накаленная ситуация усугубилась: к райтерам присоединилась Гильдия киноактеров США (SAG-AFTRA) — мировые звезды и артисты средней руки аналогично сценаристам решили обновить условия сотрудничества.

Как забастовка превратилась в «средневековую войну»…

Случившаяся забастовка стала первой с 1960 года, когда актеры и сценаристы объединились ради одной цели. Как и до этого, причиной бунта стал технический прогресс. В прошлом работников индустрии не устраивало появление кабельного ТВ и распространение видеопроигрывателей, а сегодня — бесконтрольное использование ИИ. В 2023 году договоренностей не получилось достичь, потому что кинокомпании не успели восстановиться от финансовых потерь после вспышки COVID-19.

В начале августа сценаристы были готовы вернуться к переговорам с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP), но выбрать точную дату для предметной дискуссии не удалось. 8 августа бывшие президенты WGA West и сопредседатели переговорной комиссии Крис Кейзер и Дэвид Гудман назвали сотый день забастовки «позорной вехой для AMPTP». Также они отметили, что именно студии несут ответственность за «трехмесячное закрытие индустрии» и отсутствие средств к существованию у работников.

В AMPTP от комментариев отказались, однако инсайдеры заявили, что у лидеров отрасли настроение весьма мрачное. Бывший вице-президент ABC по трудовым отношениям Джефф Рутайзер и вовсе называет стодневный бунт средневековой осадой: «Рабочие перешли ров, стучат в ворота, а работодатели стоят над ними и бросают камни. Это война. У кого больше ресурсов, силы воли и припасов, тот и победит».

… и почему ее не спешат закончить

Вероятность окончания акции в ближайшее время маловероятна. По словам некоторых членов Гильдии, в этот раз сценаристы могут продержаться дольше, чем в конце 2000-х. Тогда известные райтеры чаще заключали сделки и зарабатывали заметно больше: теперь, в условиях понижения оплаты труда, они готовы пойти на жертвы и бунтовать, пока не добьются справедливости.

Сценарист Ховард Вуд уверен — пока что противники не согласны идти на перемирие: «Обычно все заканчивается, когда у кого-то случаются внутренние разногласия — проигрывающая сторона делает первый шаг. Сейчас подобного среди сценаристов я не вижу». Вуд отметил, что прошлая забастовка закончилась просто потому, что райтеры не могли позволить себе продержаться больше 110 дней.

Сегодня ситуация кардинально изменилась: к сценаристам присоединилась Гильдия актеров вместе с ведущими мировыми артистами и режиссерами калибра Кристофера Нолана. Крупные селебрити помогли изменить настроение в СМИ и соцсетях, а также «подавить тезис о том, что сценаристы сумасшедшие».

Но страдают от забастовки все. И зрители тоже

Бунт сценаристов и актеров грозит голливудским студиям потерей огромного количества кассовых премьер и, как следствие, денег. Еще в июле выяснилось, что минимум на год сдвинулись релизы нескольких «Аватаров», «Мстителей», «Фантастической четверки», «Человека-паука», «Претендентов», «Эйфории», «Одних из нас» и др.

И если до присоединения Гильдии актеров студии могли продвигать уже отснятые проекты с помощью артистов, теперь у них такой опции нет. К слову, актеры не пойдут и на «Эмми-2023» — причем не только по идеологическим причинам, но и потому, что премию отложили до середины января следующего года.

Кажется, что трудовые споры можно решить удовлетворением желаний сценаристов и актеров, но на деле все не так просто. По подсчетам экспертов Forbes, в пандемию кассовые сборы упали на 87% — то есть до $3 млрд. В 2022 году мировой бокс-офис составил $15,6 млрд, однако и этот показатель сильно ниже среднего за 2015-2019 годы (порядка $22-26 млрд). Теперь, когда студии не могут производить контент как раньше, западные эфиры могут заполнить реалити-шоу, неэксклюзивные международные проекты и спортивные турниры.

Экономика трещит, а люди теряют деньги

Голливудские забастовки оказали колоссальное влияние на экономику штата Калифорния — по разным оценкам, эта цифра уже достигла $3 млрд (а к октябрю увеличится до $5-6 млрд). Акция 2007 года привела к потери более 37 тыс. рабочих мест, поэтому говорить о сегодняшней кадровой катастрофе даже не приходится.

В связи со сложившимися обстоятельствами и неопределенностью, довольно известный актер Билли Портер уже продал дом. А сценаристы, пообщавшиеся с CNBC признались, что давно трудятся на нескольких работах (после уплаты налогов им попросту не хватало стриминговых гонораров).

Сегодня практически невозможно представить исход, при котором выиграют и сценаристы с актерами, и киностудии. Тем не менее в какой-то момент одной из сторон придется уступить. Если никто на это не решится, кризис будет похлеще всех предыдущих. Впрочем, конец акции пока никто не прогнозирует.

Никита Прунков