От «Изгоняющего дьявола» до «Киллера Джо»: лучшие картины Уильяма Фридкина
В Лос-Анджелесе в возрасте 87 лет умер американский режиссер Уильям Фридкин. Один из главных кинодеятелей эпохи «Нового Голливуда» наиболее известен такими работами, как «Французский связной» и «Изгоняющий дьявола»: за первую он получил «Оскар», а за вторую — «Золотой глобус». Несмотря на успех проектов, Фридкин нередко чередовал победы с поражениями, а некоторые из его фильмов не удостоились признания зрителей и критиков. Вспоминаем четыре работы режиссера, которые точно заслуживают вашего внимания.
«Французский связной», 1971
Сюжет главной картины в фильмографии Фридкина разворачивается вокруг операции нью-йоркской полиции по поимке банды, занимающейся транспортировкой тяжелых наркотиков из Франции. Главные действующие лица — стражи правопорядка Джимми Дойл по кличке Попай и Бадди «Хмурый» Руссо. Несмотря на потенциальную угрозу их жизням, копы самоотверженно ищут гангстеров и пытаются им противостоять.
В 2023 году «Французский связной» вряд ли сможет удивить рядового зрителя, однако в седьмом десятилетии прошлого века картина была по-настоящему новаторской. Фридкину удалось сохранить традиционный нарратив и прочие элементы остросюжетных боевиков тех лет, но при этом добавить в него суровый и местами пугающий реализм. На это повлияли уличные съемки в режиме реального времени и настоящие нью-йоркцы вместо массовки.
Экшен-проект Фридкина задал тон будущим боевикам «Нового Голливуда». При этом вместо излюбленных современниками спецэффектов «Французский связной» предлагает каноничные погони и невероятную натуралистичность. Ну и, разумеется, режиссер подарил нам одну из величайших сцен автомобильного преследования в истории — это визитная карточка Фридкина.
«Изгоняющий дьявола», 1973
После громкого успеха «Французского связного» Фридкин взялся за «Изгоняющего дьявола» — экранизацию одноименного романа Уильяма Питера Блэтти с рейтингом R. По сюжету дочь известной киноактрисы начинает вести себя странным образом. Врачи предполагают, что поведение обусловлено психическим расстройством, но приглашенный католический священник уверен — девочка одержима дьяволом.
Несмотря на довольно тривиальный сюжет, «Изгоняющий дьявола», как и его хитовый предшественник, стал одним из поворотных проектов в своем жанре. Именно Фридкин вывел в культ целый ряд художественных приемов: устрашающую музыку, яркие аудиовизуальные образы (голова девочки поворачивалась на 180 градусов) и чередование громких эпизодов с тихими.
И хоть в формировании подобных атрибутов жанру также помог «Ребенок Розмари» Романа Полански (он вышел в 1968-м), «Изгоняющий дьявола» стал бесспорной классикой как минимум в экзорцистическом поджанре. Кроме того, что Фридкин смог умело напугать Голливуд, он с не меньшим изяществом поговорил со зрителями о Боге, дьяволе и вообще вере в людей.
«Жить и умереть в Лос-Анджелесе», 1985
После выхода двух безусловно великих работ резюме Фридкина заметно ухудшилось: кроме «Колдуна» (ремейка «Платы за страх» 1953 года) режиссеру особо нечем было похвастаться. Тогда он решил вернуться к истокам и снять картину в жанре полицейского боевика с весьма претенциозным названием. Неонуарный криминальный триллер рассказывает историю мести агента секретной службы Ричарда Ченса: он пообещал любимыми способами поймать фальшивомонетчика, который убил его партнера.
Это третий проект в нашей подборке, сюжет которого вряд ли вас удивит. Однако, как и с другими фильмами Фридкина, дьявол (теперь не в буквальном смысле) кроется в деталях. В отличие от других боевиков 80-х, «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» не романтизирует город ангелов и, напротив, показывает его мрачным и циничным. На удивление, таким же предстает и главный герой, который в погоне за возмездием сам становится своего рода злодеем.
Как и во «Французском связном», Фридкин порадовал киноманов и всех фанатов экшена зрелищными погонями и запредельной реалистичностью. Бонусом музыка нью-вейв британцев Wang Chung, городской антураж и прекрасный антагонист в исполнении Уиллема Дефо. В общем, маст-вотч для знакомства с триллерами конца прошлого столетия.
«Киллер Джо», 2011
После «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» Фридкин снял больше 10 картин. Если сжать фильмографию автора и выделить из трех с лишним декад самые заметные работы, то останутся «Шлюха» (1995), «12 разгневанных мужчин» (1997), «Глюки» (2006) и «Киллер Джо» (2011). Каждый из перечисленных проектов достоин внимания, но мы сосредоточимся на одной из последних работ режиссера.
«Киллер Джо» рассказывает о мелком наркоторговце, который задумал убить свою мать ради получения страховки. Заручившись поддержкой отца, сестры и мачехи, он решает нанять киллера по имени Джо Купер (Мэттью Макконэхи) — он же, кстати, работает местным полицейским. Впрочем, все идет не по плану, когда выясняется, что злоумышленники не могут внести предоплату. Тогда коп-убийца соглашается принять в качестве залога сестру.
«Киллер Джо» — это одновременно великолепное и в хорошем смысле отвратительное кино, где сопереживать не получится никому. Фильм о полиции, которая ставит себя выше закона, беспрецедентно ужасных родственниках и социальном дне американской глубинки производит ни с чем не сравнимое впечатление. Пусть и не самое жизнеутверждающее.