«Дворец» — первый фильм Романа Полански после «отмены». Что нас ждет?
В сети появился трейлер черной комедии «Дворец» (The Palace) от классика кино Романа Полански. В конце августа фильм покажут на фестивале в Венеции, а в ноябре он появится в российских кинотеатрах. Рассказываем, почему индустрия бойкотировала режиссера, что известно о его новом фильме и какие его картины (кроме популярного «Пианиста») стоит посмотреть.
Что известно о «Дворце»
Действие картины разворачивается в 1999 году в канун Нового года. В роскошном швейцарском отеле в горах собираются избалованные гости-миллионеры, которые хотят «оторваться» перед приходом нового века. В начале трейлера строгий управляющий Хансуэли (его играет Оливер Мазуччи из «Тьмы») инструктирует персонал. Он приказывает своим подчиненным максимально ублажать гостей.
«В восемь часов за нашими столами будут ужинать очень важные люди. Жизни миллионов будут зависеть от настроения, в котором они уйдут утром. Наш долг сделать так, чтобы их задницы не атрофировались из-за слишком твердых стульев, чтобы они наедались икрой до тех пор, пока не лопнут, и пили шампанское, пока оно не пойдет у них из носа и из ушей», — заключает он.
Нам также показали несколько гостей: здесь есть бизнесмен, похожий на Трампа, пожилые женщины со множеством пластических операций на лице, престарелый миллиардер, который дарит своей юной возлюбленной пингвина, и, конечно, русский бандит (Саша Петров), следящий в новогоднюю ночь за обращением (на тот момент и.о. президента) Владимира Путина.
Наслаждаться праздником постояльцам мешает «ошибка тысячелетия»: в 2000 году из-за проблем с датами в компьютерах все счета могут обнулиться, и тогда миллионеры разом потеряют свое состояние. И хотя гости не хотят в это верить, атмосфера царит напряженная. Боясь за свое будущее, они готовы отрываться как в последний раз. Все это «буйство» придется терпеть обслуживающему персоналу, но непонятно, надолго ли их хватит.
Фильм станет сатирой на социальное неравенство, гедонизм и коррупцию. В картине, помимо Мазуччи и Петрова, появятся Фанни Ардан («Париж, я люблю тебя»), Микки Рурк («Город грехов»), Джон Килз («Монти Пайтон и Священный Грааль») и Антон Пампушный («Защитники»). Еще несколько отечественных артистов исполнят второстепенные роли.
Сценарий к фильму писал Роман Полански совместно с Ежи Сколимовским — в прошлый раз они работали вместе в далеком 1962 году над картиной «Нож в воде». Оператором стал Павел Эдельман, давно работающий вместе с Полански, а композитором выступил Александр Деспла (он получил «Оскар» за саундтреки к фильмам «Форма воды» и «Отель “Гранд Будапешт”»).
«Хочется часами рассказывать про работу с Полански, он легенда уже давно, заслуженно, человек с невероятной судьбой, глубоко чувствующий людей, время, с тонким чувством юмора, какой-то водопадной энергией, для него кино и профессия — волшебство, дар. Уверен, фильм получился!» — поделился Петров.
Премьерный показ «Дворца» состоится 30 августа на Венецианском кинофестивале. В России фильм выйдет в прокат 23 ноября.
Возвращение после скандала
«Дворец» станет первым фильмом Полански после затянувшегося скандала с изнасилованием 13-летней девочки. Хотя сам инцидент произошел в 1977 году, общественное порицание обрушилось на режиссера лишь спустя 40 лет — с появлением движения #MeToo.
В 1977 году 13-летняя фотомодель Саманта Геймер из Лос-Анджелеса обвинила режиссера в насилии. По ее словам, он напоил ее шампанским и дал наркотики, после чего принудил к сексу.
Полански пошел на сделку со следствием, признал свою вину и выплатил семье девушки компенсацию. Однако когда выяснилось, что ему все равно грозит тюрьма, он бежал из Штатов в Европу.
Режиссера объявили в розыск, в котором он числится до сих пор. Из-за этого он не смог посетить страну в 2003 году, чтобы лично забрать «Оскар» за «Пианиста». В 2009 году его задержали в Швейцарии по запросу американских властей. Полански полгода сидел под домашним арестом, но в итоге суд встал на его сторону и отказал в экстрадиции.
В 2017 году Геймер попросила суд Лос-Анджелеса прекратить дело против Полански: «Я говорю от имени не Романа, а справедливости. Я прошу вас подумать над тем, чтобы решить эту проблему, не заключая в тюрьму 83-летнего человека». Судья ей отказал.
В мае 2018 года вместе с Харви Вайнштейном Романа Полански исключили из Американской киноакадемии. Режиссер пытался восстановить свое членство, отмечая, что ему не дали выступить в свою защиту, но суд отклонил его ходатайство.
Новый виток «отмены» пришелся на 2019 год. В сентябре Полански получил особый приз жюри Венецианского фестиваля за фильм «Офицер и шпион». А в ноябре режиссера вновь обвинили в изнасиловании: французская актриса Валентина Моннье заявила, что Полански надругался над ней в 1975 году, когда ей было 18 лет.
Режиссеру не грозил суд, т.к по французскому законодательству дела со сроком давности больше 20 лет не рассматриваются. Сам Полански все обвинения отрицал. Тем не менее активисты стали срывать показы его фильма в Париже, а после выдвижения картины на премию «Сезар» руководству Французской киноакадемии пришлось уйти в отставку.
Этими 12 номинациями киноиндустрия выразила открытую и безусловную поддержку беглому насильнику, который признался в том, что дал наркотики и изнасиловал 13-летнего ребенка и сбежал от американского правосудия. Через два года после #MeToo, когда Харви Вайнштейну угрожает пожизненный срок в США, мы во Франции приветствуем беглого насильника-педофила.
一 из заявления протестующихПрезидент Французской киноакадемии Ален Терциан тогда отметил, что академия, раздавая награды, «не должна занимать позиции с точки зрения морали». Несмотря на общественное давление, «Офицер и шпион» получил три приза, в том числе за лучшую режиссуру.
Не только «Пианист»: что смотреть у Полански
Большинство зрителей знают режиссера по ленте «Пианист» 2002 года с Эдрианом Броуди в главной роли. Фильм взял крупнейшие кинонаграды («Оскар», «Золотую пальмовую ветвь», «Сезар» и др.) и стал образцом антивоенного кино. Но у Полански есть и другие достойные работы, причем в совершенно разных жанрах: от детективов и исторических драм до ужасов и эротических триллеров.
«Бал вампиров», 1967
По сюжету комедийного хоррора два главных героя — профессор Абронзиус и его ассистент Альфред (роль исполнил сам Полански) — отправляются в Трансильванию охотиться на вампиров.
Это первый цветной фильм Полански. Кино вышло скорее забавным, чем по-настоящему серьезным и достойным киноведческого разбора. Сейчас «Бал вампиров» смотрится комично и отсылает к «старомодной» эпохе фильмов про нежить. Для эстетического разнообразия — отличный вариант.
«Ребенок Розмари», 1968
Розмари и Гай Вудхаус — бездетная семья. Они переезжают в Нью-Йорк и оказываются соседями странной пожилой пары. Через некоторое время Розмари снится сон, в котором ее насилует муж в образе демона. Спустя несколько дней девушка узнает, что беременна и должна родить 28 июня 1966 года (6/66). Розмари начинает видеть необычные знаки, наталкивающие на мысли о сатанинском культе.
Фильм быстро становится настоящим образцом жанра ужасов. Американский институт кино внес ленту на 9-е место в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет.
«Китайский квартал», 1974
В главной роли снялся Джек Николсон. Его герой — частный детектив Гиттес — берется расследовать тайный роман миллионера по просьбе его жены. В итоге Гиттес оказывается втянут в череду странных махинаций и преступлений.
Картина Полански снова приобретает статус культового детектива на уровне фильмов Хичкока и занимает 13 место в списке 500 лучших лент по версии журнала Empire.
«Горькая луна», 1992
По сюжету главный герой рассказывает об истории взаимоотношений со своей женой: после случайного знакомства пара погружается в исследование своей сексуальности и страсти. В главных ролях снялись Питер Койот и Эмманюэль Сенье.
Фильм стал одним из образцов эротических триллеров 90-х, набирающих в те годы популярность. Кино выглядит крайне привлекательно и эстетически выверенно, а многие образы взяли за основу другие режиссеры.
«Офицер и шпион», 2019
Фильм строится вокруг реальной истории — деле Дрейфуса. В 1894 году прошел скандальный суд по делу о шпионаже в пользу Германской империи французского офицера еврейского происхождения. После приговора в обществе разгорелся социальный скандал: в защиту Дрейфуса выступали многие ключевые персонажи той эпохи, в том числе Эмиль Золя.
От самого фильма не стоит ждать каких-то режиссерских открытий или операторских изощрений, но картина четко и понятно рассказывает о резонансном историческом событии.