От Копполы до Меликян: 5 неочевидных, но важных фильмов, снятых женщинами
Режиссер «Барби» Грета Гервиг стала первой женщиной в мире, чей фильм заработал в прокате более $1 млрд. Предыдущий кассовый рекорд принадлежал «Чудо-женщине» Пэтти Дженкинс ($822,8 млн). В честь праздника кинематографического феминизма мы решили вспомнить пять неочевидных, но крайне занимательных современных картин, снятых женщинами в России и за рубежом. Хоть они и не стали кассовыми суперхитами, они все еще заслуживают вашего внимания. Вперед!
«Аквариум» (2009), Андреа Арнольд
Нашумевшая в конце нулевых драма независимого британского режиссера Андреа Арнольд рассказывает историю 15-летней Мии (Кэти Джарвис) из неблагополучной семьи и соответствующего квартала. Молодую девушку исключили из школы, над ней регулярно издеваются сверстники, а матери, как и подобается, абсолютно нет дела до проблемного подростка. Все меняется, когда на кухне Мии появляется бойфренд матери — молодой и харизматичный Коннор (Майкл Фассбендер).
Постепенно Коннор становится для нее чем-то средним между приятелем и отцом. С этого момента замкнутая девушка, у которой из увлечений разве что RnB-танцы, понимает, какой должна быть семья и более-менее здоровые отношения в ней. Социальное кино об английской провинции местами рифмуется с российской картиной «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, однако приходит к вполне жизнеутверждающим выводам. Главный вопрос, сможет ли героиня выбраться из метафорического аквариума?
«Про любовь» (2015), Анна Меликян
Легковесная комедия российского режиссера Анны Меликян «Про любовь» объединяет пять новелл про разных героев. Среди них — молодая пара фанатов аниме; секретарша и богатый босс, сделавший ей нетривиальное предложение; японка, приехавшая в Москву в поисках русского мужчины; обаятельный художник-граффитист, встречающийся с двумя девушками, и др. В ленте все они ищут любовь, совершают глупости и в целом проживают веселую (и крайне реалистичную) жизнь.
Отдельного внимания заслуживает кастинг альманаха: чуть меньше чем за два часа вы увидите Михаила Ефремова, Ренату Литвинову, Владимира Машкова, Юрия Колокольникова, Юлию Снигирь, Александру Бортич, Равшану Куркову и других звезд отечественного кинематографа. Картина отличается своей легкостью, умеренным хулиганством, а местами и очень забавным эротизмом (предупреждаем, картина — 18+). Меликян умело объединила сатиру и меланхолию, представив зрителям тонкую, но нетипичную историю про любовь.
«Роковое искушение» (2017), София Коппола
В 2017 году наследница великого Фрэнсиса Форда Копполы и не менее самобытный режиссер София Коппола экранизировала роман Томаса Куллинана «Раскрашенный дьявол». По сюжету в закрытый пансион для девушек попадает раненый капрал северян Джон МакБерни (Колин Фаррелл). По правилам они должны отдать вражеского солдата армии южан, но владелица заведения Марта (Николь Кидман) решает сперва вылечить МакБерни. Мужчина пользуется слабостью женщин, и они оказываются в плену рокового искушения.
Автору не удалось избежать сравнений с первой адаптацией книги — «Обманутым» Дона Сигела. Фаррелла ожидаемо противопоставляли легендарному Клинту Иствуду, а саму Копполу обвиняли в том, что она превратила суровый вестерн в чуткую женскую историю. Справедливости ради стоит сказать, что у Софии кино получилось: пусть оно больше напоминает удачный ремейк, нежели полноценную экранизацию. Возможно, это не главное творение Копполы, но внимания оно точно заслуживает.
«Тони Эрдманн» (2016), Марен Аде
В центре немецкой трагикомедии Марен Аде бывший учитель музыки, любитель розыгрышей и просто забавный мужчина Винфред. Его дочь Инес — успешная, но довольно занудная бизнесвумен, которая не разделяет отцовскую любовь к приколам. Чтобы наладить отношения с дочкой, он отправляется в Бухарест, где Инес строит карьеру. Там он надевает странный парик и примеряет на себя образ Тони Эрдманна — фриковатого тренера по личностному росту. Теперь весельчаку предстоит растопить сердце серьезной девушки.
«Тони Эрдманн» — это остроумное кино на злобу дня. Аде рефлексирует на тему бездушности корпоративной культуры и роботизированности современного общества. Главное же, что режиссер не издевается над новой реальностью и не занимается морализаторством. Напротив, с должным самому Тони Эрдманну юмором и нелепостью Аде предлагает эти скучные правила нарушать. Получается смешно и глубокомысленно.
«Верность» (2019), Нигина Сайфуллаева
«Верность» Сайфуллаевой — это один из самых откровенных российских фильмов ушедшего десятилетия. Режиссер рассказывает историю молодой пары — акушера-гинеколога Лены (Евгения Громова) и артиста драмтеатра Сережи (Александр Паль). На первый взгляд, в отношениях у молодых людей все хорошо, но на деле — у них совсем нет секса и эмоциональной близости. Лена решает, что Сережа завел роман, и начинает изменять ему с незнакомцами.
Эротическая драма о супружеской измене рассуждает о взаимоотношениях полов и свободе — и делает это более чем убедительно. Бонусом к вечной и актуальной теме — красивые виды Калининграда и великолепная игра Паля и Громовой. Здесь мог бы быть трейлер, но вдруг вам меньше 18 лет. Уж простите...