Кадр из фильма
Кадр из фильма
кино

О любви, одиночестве и смерти: почему вам стоит пересмотреть французский фильм «Амели»

Работа Жан-Пьера Жене — это не просто красивое кино про Париж, но и вполне серьезное рассуждение о человеческом бытие

10 августа кинокомпания «Пионер» выпустит в повторный прокат фильм «Амели» Жан-Пьера Жене. На первый взгляд легкомысленная история об официантке из кафе «Две мельницы» напоминает добрую сказку о Париже, но на деле являет собой настоящий символ нового французского кино. Почему «Амели» не так проста, как кажется, а спустя 22 года лента смотрится ничуть не хуже? Разбираемся и влюбляемся заново.

Сюжет, который сложно забыть (но мы все равно напомним)

Амели Пулен (Одри Тоту) живет в одном из самых романтичных районов Парижа — на Монмартре. Молодая и застенчивая девушка работает в небольшом кафе под названием «Две мельницы», где ежедневно пересекается с забавными персонажами. Ее коллега Джина отвергает бывшего приятеля и постояльца Жозефа, а хозяйка заведения мечтает вернуться работать в цирк.

Но, несмотря на все это, у самой Амели нет друзей — она предпочитает жить в вымышленном мире и предаваться мечтам. Совершенно отрешенная от мирских (а точнее парижских) проблем Амели и дальше бы фантазировала себе, да жила спокойную жизнь. Но внезапно она находит в квартире коробку с чьими-то детскими игрушками: тогда ей приходит идея во что бы то ни стало найти ее владельца.

В поисках того самого человека Амели запускает череду переплетающихся и не очень историй, из которых фактически и состоит фильм. Девушка отправляет садового гнома в кругосветное путешествие, пытается вдохновить уставшего отца на новые свершения, а попутно решает судьбы людей. Амели обманом сводит продавщицу из табачного отдела с Жозефом, а вместе с тем газлайтит лавочника Коллиньона, чтобы наказать его за издевательства над подчиненным.

К слову, Амели не видит в этом проблемы и психологического насилия над окружающими: она всего лишь ребенок во взрослом теле, который действует стихийно и, как ему кажется, справедливо. Главное для нее — сделать мир немного лучше (и неважно, каким способом). И хоть наш «взрослый ребенок» чаще утопает в собственных грезах, это не мешает ей встретить незнакомца, собирающего разорванные и выброшенные снимки людей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но дело не только в сюжете

Главная особенность фильма — это не столько его легкий, но ловко закрученный сюжет, сколько визуальный язык Жан-Пьера Жене. Если вы решите пересмотреть (или впервые посмотреть) работу, обратите внимание на количество зеленого и красных цветов — именно они создают ту сказочную атмосферу Парижа. Также мы изредка встречаем желтый и синий — последний может олицетворять поворотные моменты (когда Амели встретила героя Матье Кассовица у фотобудки) или же просто разбавлять сплошь красный интерьер квартиры Амели.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кроме того, режиссер использует центрированную композицию и не боится выверенной симметрии, как и другой современный классик — Уэс Андерсон. Добавим к этому голландские углы (нестандартное расположение горизонта в кадре), которые обычно используют для эмоционального усиления в тревожные моменты, и волшебную музыку французского композитора Яна Тирсена. Но, главное, две культовые сцены, вошедшие в историю кинематографа. В одной Амели бросает камушки в канал, а в другой проводит короткую, но незабываемую экскурсию слепому мужчине по городу любви.

Париж в «Амели» приобретает, возможно, одну из лучших своих форм в кино. Во многом на это влияют теплая палитра, отсутствие маркеров времени (вроде таблоидов и фастфуд-сетей), умелый монтаж и скрупулезность авторов — перед началом съемок картины улицы города отмывали, а неэстетичные граффити закрашивали. Однако романтическая комедия складывается не только из улиц Парижа, но также и карикатурных персонажей, за которыми наблюдать не менее интересно, чем за странноватой Амели. Будь то консьерж или нищий, Жене уделил отдельное внимание истории и повадкам каждого из героев.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Почему лента до сих пор актуальна

На протяжении практически всей ленты героине спокойнее наедине с собой и своими фантазиями. На решающий шаг изменить жизнь (и впоследствии найти любовь) повлияет ее сосед-художник, местами напоминающий саму Амели — он же «стеклянный человек». Но что, если отбросить теплые тона, композиции Яна Тирсена, несравнимый Париж и даже обаяние Одри Тоту? Тогда мы получим настоящую драму о пути доброй, но несчастной девушки с множеством ментальных трудностей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В детстве единственного друга Амели — золотую рыбку — выпустили в канал, ведь та пыталась выпрыгнуть из аквариума и совершить суицид. Отец уделял девочке мало времени, зато ежемесячно проводил медицинские обследования: из-за волнения перед каждой процедурой у Амели ошибочно обнаружили порок сердца. Таким образом она не пошла в школу и училась дома под наблюдением истеричной матери. Позднее мама погибнет на глазах у Амели, когда с вершины Нотр-Дама на нее упадет туристка-самоубийца.

«Амели» — это не только доброе кино про ностальгию, любовь, искренность и бесконечное воображение. Это также экзистенциальное рассуждение о смерти, одиночестве и фантазиях, порой граничащих с сумасшествием. При этом, благодаря множеству мелочей (вроде оживающих над кроватью Амели животных), автор создает неподдельно уютную атмосферу, не похожую ни на один другой фильм. «Амели» можно и нужно пересматривать, чтобы напоминать себе о простых, но важных мыслях.

Радуйся даже самым банальным и глупым безделушкам, помогай, кому можешь (но чуть гуманнее Амели), не бойся создавать свои миры, но в итоге — вовремя покидай их, чтобы обрести счастье. Такой вот Le phénomène Amélie.

Никита Прунков