Король ужасных экранизаций: почему фильмы по Стивену Кингу часто проваливаются
Писатель-фантаст Стивен Кинг продал права на съемку фильма по роману «Человек, который не пожимал рук» студентке ташкентского филиала ВГИКа всего за $1. Сделка прошла в рамках программы Dollar Baby — таким образом автор предоставляет возможность юным кинематографистам использовать его произведения. И хоть мы искренне верим в амбициозную студентку, печальная статистика экранизаций может сработать против нее. Кинокомпании множество раз адаптировали работы Кинга, но с завидной регулярностью они получались провальными. Почему же так происходит и чья это вина? Разбираемся.
Чтобы не быть голословными, вспомним худшие (но известные) картины
По данным IMDb, книги Стивена Кинга лежат в основе более чем двухсот фильмов и сериалов. Однако не все, что хорошо в текстовом виде, лаконично смотрится на широком экране. На успешные «Сияние», «Побег из Шоушенка», «Зеленую милю» и «Кэрри» приходятся десятки проходных и невзрачных работ.
«Максимальное ускорение» (1986) — это карикатурный фильм про оживших грузовиков, который скорее вызывает смех, чем страх. «Ночная смена» (1990) Ральфа С. Синглтона — сплошной набор клише с посредственными актерами. «Темная половина» (1993) Джорджа Ромеро, в свою очередь, напрочь лишена драматизма и глубоких размышлений Кинга. А «Худеющий» (1996) Тома Холланда растерял знаменитый саспенс и черный юмор писателя.
В новом веке динамика тоже весьма удручающая. «Ловец снов» (2003) Лоуренса Кэздана лишился интересных сюжетных линий. «Безнадега» (2006) Мика Гэрриса (он до этого снимал спорные «Противостояние» и «Сияние») разочаровал поверхностной работой с сюжетом. А «Мобильник» (2016) Тода Уильямса, рефлексирующий на тему технофобии, оказался еще хуже и без того не самой талантливой работы фантаста.
В чем причина частых провалов
Из нескольких сотен фильмов по Кингу внимания в основном удостаиваются поистине великие, либо же откровенно провальные. Удивительно, что к категории вторых нередко прикладывает руку и сам писатель.
Например, режиссером того же «Максимального ускорения» Кинг выступил лично. А из-за нелюбви к культовому «Сиянию» Кубрика автор решил выпустить довольно проходной сериал совместно с Миком Гэррисом. Такая же участь постигла и недавний проект Apple TV+ «История Лизи»: писатель иронично заявил, что только он имеет право испортить эту историю, и сам написал сценарий. Рецензенты встретили его холодно.
Проблема большинства перечисленных фильмов и сериалов — затянутость, а также искренняя любовь Кинга к мелочам и оригинальному тексту. Автор не терпит излишние сокращения, которыми часто грешат стриминговые платформы и крупные киностудии в угоду зрелищности.
Ну а тот факт, что еще сотни проектов, написанных другими людьми, оказывались незамеченными и в том числе неудачными, можно объяснить не особой разборчивостью писателя при продаже прав. Всего автор опубликовал 65 романов и порядка 200 рассказов, из-за чего перекладывать его произведения можно если не бесконечно, то как минимум очень долго.
Сам же Кинг признавался, что даже самая бездарная экранизация вряд ли скажется на его писательском наследии: «Я просто хочу посмотреть, что у них получится, и не вмешиваюсь в кинопроцессы по двум причинам. Во-первых, у меня нет проблем с деньгами — я готов рисковать. Во-вторых, я был достаточно плодовитым автором, чтобы теперь не расстраиваться из-за неудач по поводу адаптаций».
Такая открытость не может не подкупать, и с позицией Кинга сложно спорить — вероятно, ни одна из адаптаций не изменит отношения людей к его культовым произведениям.
Режиссеры не понимают Кинга
Автор Screen Rant Алиша Граузо уверена — причина неудач режиссеров заключается в том, что они плохо понимают книги писателя. Ужасы Кинга не шокируют читателя классическими хоррор-приемами, а, напротив, подбираются к ним незаметно. «Кинг исследует экзистенциальный ужас, внутренний террор. А многие сценаристы и режиссеры полагаются на внешние факторы», — отметила журналистка.
По ее словам, вместо создания внутреннего конфликта кинематографисты сосредотачиваются на кровавых сценах и эффектах. «Лучшие режиссеры адаптаций — Фрэнк Дарабонт, Майк Флэнаган и Энди Мускетти — понимают, что главное в историях Кинга — это люди, их внутренняя борьба, травмы и прошлое. А проблемы этих персонажей кроются в метафорических, а не буквально показанных монстрах», — считает Граузо.
В общем, остается надеяться и верить, что студентка ташкентского филиала ВГИКа подойдет к творческому процессу ответственно, и рейтинг худших экранизаций не пополнится еще одной работой. Ну а если пополнится, пересмотрите великие картины, снятые по книгам Кинга. У нас есть такая подборка!