Голливудское кино в кинотеатрах РФ собираются заменить китайским. Насколько это реально?
Врио гендиректора Роскино Екатерина Наумова заявила, что китайские проекты могут восполнить дефицит американских картин на российском рынке. По словам Наумовой, качество китайского кинематографа — в частности, технологии производства и актерская игра — невероятно сильно выросло за последние годы. И хоть спорить с тезисом представителя Роскино сложно, на повестке все еще остается вопрос — а готов ли отечественный зритель к такому замещению? Давайте разбираться.
Китайское кино — это мощная коммерческая площадка
История современного китайского кинематографа развивалась довольно стремительно и успешно. Если раньше кино из Поднебесной рассчитывало преимущественно на фестивальные призы (и реализовывалось на деньги властей), то сегодня авторы снимают проекты в самых разных жанрах и часто за счет негосударственных инвестиций. Для сравнения, в 2003 году общие сборы от кинопроката в стране составляли $5,8 млн, а спустя 16 лет эта цифра выросла до своего исторического максимума в $9 млрд.
Китайские авторы, в каком-то смысле подражая западным коллегам, научились снимать жанровые фильмы и с годами перестали уступать Голливуду в заработках. Во многом на это повлияла внутренняя реформа кинопроизводства, проведенная в 2002 году: китайское правительство перевело прокат и дистрибьюцию на рыночные правила. В результате инициативы в стране с каждым годом стали открывать все больше кинотеатров, а авторы сосредоточились на коммерческом кино и практически отошли от артхауса.
Прибавьте к этому население страны, которое в четыре раза превышает аналогичный показатель в Штатах и талантливых кинематографистов. В 2017 году Джеки Ву снял «Войну волков 2», которая заработала $870 млн при бюджете в $30 млн. Год спустя вышла картина «Операция в Красном море» про китайских десантников, сражающихся с террористами — она собрала $579 млн в прокате. В список к этим хитам можно добавить проекты «Умираю, как хочу жить» ($452 млн) 2018 года, «Восемь сотен» ($472 млн), который возглавлял мировой рейтинг в 2020-м, и «Битву при Чосинском водохранилище» ($911 млн) 2022 года.
Но готовы ли к нему зрители
И хоть большую часть денег китайское кино зарабатывает на внутреннем рынке, его успех объясняется не только колоссальным населением страны, но также самобытностью проектов и их разножанровостью. Например, в этом году в Китае вышел сиквел научно-фантастического блокбастера «Блуждающая Земля» о природных катаклизмах — он, к слову, получился не хуже западных аналогов. Также состоялся релиз мультфильма «Медведи-соседи: Код хранителей» и красочного фэнтези «Глубокое море».
Сегодня Китай — это один из двух мировых центров по производству развлекательного контента. Причем в части стримингового развития компании из Поднебесной тоже почти не проигрывают главному конкуренту: некоторые проекты уже пересняли в других странах — допустим, «Всего лишь 30» или «Императрицы во дворце». Но, несмотря на это, у идеи замещения в России голливудского кино китайским есть слабые места. Прежде всего, это неготовность зрителя отходить от привычного американского формата.
Издатель журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Дмитрий Литвинов полагает, что за последние десятилетия россияне слишком сильно привыкли к западному и европейскому кинематографу. Им стало сложнее ассоциировать себя с азиатскими героями и «чувствовать эмпатию по по отношению к тому, что происходит на экране». По мнению кинодистрибьютора, люди с большей вероятностью выберут домашний просмотр кино, нежели покупку билетов на китайскую комедию. Литвинов объясняет это культурными различиями и банальной привычкой — русским людям больше откликается американское кино.
«Голливудозамещения» не будет?
Еще в мае стало известно, что российские и китайские власти договорились о проведении ряда культурных мероприятий: в трех городах КНР в конце лета и начале осени проходят Дни российского кино. По заявлениям врио генерального директора «Роскино» Екатерины Наумовой, в сентябре в Казани, Москве и Санкт-Петербурге также пройдут фестивали китайского кино. Исходя из слов Наумовой о том, что организация получает запросы на показ китайского кино, можно сделать очевидный вывод — его будет заметно больше, чем сейчас. Но вот заменит ли оно любимые россиянами западные блокбастеры? Вопрос открытый.
В пользу зависимости российских кинотеатров от Голливуда говорят и цифры: примерно треть доходов залов в первую половину 2023 года пришлась на пиратские показы американских фильмов. При этом, важно отметить, что отечественные кинематографисты общую непростую ситуацию выравнивают — из общего бокс-офиса в размере 23,9 млрд руб. сборы «Чебурашки» составили 28,5%. Какова вероятность, что китайские фильм хотя бы немного приблизятся к российским или американским хитам — предугадать невозможно.
Тем более, что в этом году успешных кейсов не было, а та же «Блуждающая Земля 2», собравшая в мире более $600 млн, в России была мало кому интересна — бокс-офис проекта составил чуть больше $250 тыс. В любом случае теперь в России будут активнее прививать культуру понимания и любви к китайскому кинематографу — возможно, такое решение не найдет массового отклика. Но наверняка расширит кругозор нашего зрителя.