общество

Учителя-мужчины критически нужны системе образования. И вот почему

Непрестижность профессии, невысокие зарплаты и бумажная волокита останавливают мужчин на пути к становлению педагогом. Но мы можем это изменить
Kenny Eliason/Unsplash
Kenny Eliason/Unsplash

Во многих обществах преподавание традиционно считается профессией, в которой доминируют женщины. Необходимость увеличения числа учителей-мужчин в системе образования — важная тема, имеющая ряд потенциальных преимуществ для учащихся. Рассказываем подробнее в честь Дня учителя.

Пример для подражания

В 2021 году 68% россиян сообщили, что в школьные годы у них был учитель, который повлиял на их взгляды и убеждения и которого они могли бы назвать «учителем жизни». Школьникам мужского пола полезно иметь преподавателей-мужчин в качестве такого примера для подражания, особенно в подростковом возрасте, когда школьники изучают свою идентичность и нуждаются в положительном влиянии.

Присутствие мужчин в классе необходимо, поскольку это позволяет учащимся наблюдать за мужчинами, которые не склонны к насилию и чье взаимодействие с женщинами носит позитивный характер. Как пишут ученые, если мальчик не видит такого кумира в ближайшем окружении, то жизнь «подсовывает» ему «авторитет» в сомнительных компаниях, «братанов» в крутых боевиках и криминальных разборках.

Ученые считают, что присутствие мужчин-преподавателей способствует продвижению альтернативных, ненасильственных и гендерно-равноправных версий мужественности, добавляя, что мужчины, работающие учителями, помогают преодолеть поляризованные различия, которые способствуют гендерному неравенству.

Иными словами, наличие преподавателей-мужчин позволяет опровергнуть стереотипы и показать школьникам, что, как минимум, преподавание — это профессия, подходящая как мужчинам, так и женщинам.

Кроме того, исследования показывают, что как мужчины, так и женщины-учителя способствуют получению всестороннего образования и социально-эмоциональному развитию ребенка. Люди из разных слоев общества видят одну и ту же проблему по-разному, что приводит к появлению инновационных решений.

Различные стили преподавания

Учителя-мужчины часто привносят в учебный процесс собственные способы обучения. Все это находит отклик у некоторых школьников, которые благодаря этому лучше усваивают материал. Присутствие преподавателей-мужчин дополняет методы преподавания коллег-женщин.

Разнообразие преподавательского состава также приводит к улучшению динамики в классе. Сочетание разнополых учителей позволяет создать сбалансированную и инклюзивную учебную среду, в которой ценятся различные точки зрения. Например, в одном исследовании российские школьники в 82% случаев отметили, что на уроках учителей-мужчин они более внимательны и послушны благодаря их стилю преподавания. Однако важно помнить, что, как показывают исследования, пол учителя не оказывает прямого влияния на успеваемость учащихся.

Устранение гендерного разрыва в профессии

Опыт Западной Европы, скандинавских стран, Японии и США показывает, что самый эффективный вариант распределения педагогических кадров — тот, при котором наибольший процент женщин-учителей должен быть в начальной школе («ребенку пока еще нужна мама»). В средних классах должно наблюдаться примерно равное гендерное соотношение, а в старших учительницы должны составлять не более 15-20%.

Но, несмотря на признание важности мужчин в образовании, за последние два десятилетия ситуация мало изменилась. Нехватку учителей-мужчин, особенно на уровне начальной школы, легко объяснить. Причинами отсутствия их в школе, по обобщенному ответу педагогов и анкетированных выпускников, считаются непрестижность профессии, безденежье и бумажная волокита. Главная причина заключается в том, что многие люди в корне — сознательно или подсознательно — считают, что роль учителя начальных классов больше подходит женщинам. Но мы можем это изменить.

Анастасия Дегтярева