общество

«В столице и так достаточно кадров»: учителя из глубинки рассказали о своей работе

«Мне нравится тихая сельская жизнь»
Владимир Смирнов/ТАСС
Владимир Смирнов/ТАСС

5 октября отмечается День учителя. У каждого из нас в памяти остался тот или иной педагог: кто-то помог советом, кто-то смешно шутил, а кто-то ругал и ставил двойки. В честь праздника мы пообщались с несколькими учителями — каждый из них уехал из большого города, чтобы учить детей в глубинке. Мы решили узнать, почему они пошли на это и отличаются ли школьники в провинции от городских учеников.

«Я боялся идти в школу, потому что посмотрел “Географ глобус пропил”»

Дмитрий Смирновучитель английского языка, замдиректора, автор Telegram-канала Dad not Dead

Я окончил экономический факультет МГУ, но после решил, что хочу быть учителем. По программе «Учитель для России» я отправился преподавать английский язык в школу в Малоярославце — это районный центр Калужской области с населением около 40 тыс. человек.

Честно говоря, поначалу я боялся идти работать в школу в глубинке, потому что посмотрел фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Там показаны сложные отношения между учителем и учениками — меня это напугало. Но так как я хотел все-таки работать с детьми, а заодно отдохнуть от мегаполиса и пожить в небольшом городке или деревне, то отправился в Малоярославец. Я жил в деревянном доме с участком и курами за забором, а на улице не было фонарей.

Детей в малоярославецкой школе волновало то же самое, что и учеников в других образовательных учреждениях: какие-то характерные для своего возраста вопросы, отношения в коллективе. Если сравнивать школьников из Малоярославца с детьми из других мест моей работы, то есть разница в горизонте планирования. Человеку, который учится в районном центре Калужской области, сложно представить, что он поступит в московский или зарубежный вуз. Перспектива у ребят — в лучшем случае пойти в колледж в соседнем крупном городе.

Трудности в работе тоже были. Первый год в школе и так сложный из-за адаптации, но другая проблема была в большой нагрузке — я взял слишком много часов. Еще было не очень удобно из-за отсутствия своего кабинета (из него сделали учительскую, из учительской — конференц-зал). В целом, возможно, если бы было больше поддержки от других педагогов, было бы проще. Но все равно этот опыт работы принес пользу. Отчасти сейчас моя деятельность (я работаю в частной Московской православной школе) — это результат преподавания в школе в Малоярославце.

«Мы от жизни не отстаем»

Шейде Джелиловаучитель русского языка и литературы

Я окончила Ташкентский государственный педагогический университет. Сначала я работала в Узбекистане, а с 2000 года живу и работаю в школе в крымском селе Медведево (население на 2014 год — 1700 человек). Я заслуженный учитель Республики Крым, у меня 45 лет стажа.

Сейчас я преподаю русский язык и литературу для средней школы. Ученики в сельской школе отличаются от городских, но не интеллектуальным уровнем, а поведением, отношением ко взрослым, нравственностью. У нас нет тех проблем со здоровым образом жизни, с которыми сталкиваются в городских школах. Родители сильно погружены и дружат со школой, они сразу откликаются на любую просьбу и помогают во многом.

В нашей школе есть дополнительное образование — театральные, спортивные секции, кружки по биологии и химии, все как у других — мы от жизни не отстаем. В моем шестом классе дети хотят стать столярами, зубными техниками, врачами. У нас идут уроки по профориентации — школьники с шестого по 10 класс изучают, кем они могут стать, и узнают о новых профессиях — это помогает думать и рефлексировать о будущем.

«Моя миссия — наладить связь между детьми и большим миром»

Иван К.учитель биологии

Я преподаю биологию в школе в городке с населением в 10 тыс. человек. Я решил поехать туда после окончания московского вуза, потому что в столице и так достаточно учителей, а в дальних регионах их не хватает. Плюсом мне нравится тихая сельская жизнь.

Мои ученики одновременно и сложные, и простые. Сложные — потому что часто не понимают смысла в школьных знаниях и после собираются поступать в колледжи на прикладные профессии. Простые — потому что зачастую их очень легко заинтересовать какими-то сторонними рассказами, а после перевести тему уже на конкретный предмет.

Я часто устраиваю уроки на свежем воздухе. Однажды с ребятами из начальной школы мы провели исследование и выяснили, какие деревья подходят для нашей местности. Затем составили план посадки и выращивания, я выдал каждому саженцы, и мы высадили свою небольшую рощу. Теперь у нас клены растут вместе с детьми.

Мне нравится работать учителем в небольшом городе, потому что я вижу в этом определенную миссию: выстроить связь между детьми в глубинке и большим миром — как знаний, так и возможностей. Например, я помогаю поехать на курсы или летние школы и готовлю к олимпиадам.

Самое главное, что я для себя понял по время работы с детьми, — это важность атмосферы. Если у меня получается выстроить дружеские отношения, где дети могут свободно выражать свои мысли и делиться переживаниями, то и учеба пойдет легче. Этот опыт я перенес и в другие сферы своей жизни.

Мария Самарина