Фото: пресс-служба «ВКонтакте»
Фото: пресс-служба «ВКонтакте»
технологии

Евгения Зибарева, «ВКонтакте»: мы хотим делать жизнь людей лучше

Директор по развитию бизнеса «ВКонтакте» — о роли ИИ, реализованных проектах и «VK Видео»

10 октября «ВКонтакте» отмечает свое 17-летие. За это время социальная сеть проделала путь от мессенджера с граффити и мини-играми до полноценной экосистемы со множеством внутренних сервисов и революционных решений. По случаю дня рождения компании мы пообщались с директором по развитию бизнеса «ВКонтакте» Евгенией Зибаревой. Она рассказала о том, как соцсеть изменилась с момента своего основания, а также поделилась успехами и изменениями «ВКонтакте» за последний год.

— В октябре «ВКонтакте» исполняется 17 лет. Как соцсеть изменилась за это время? Что бы вы могли отметить и как член команды, и как обычный пользователь?

— Можно начать с того, что «ВКонтакте» проделала огромный путь от закрытого справочника для студентов до социальной сети №1 в России. Сегодня на платформе можно не только переписываться с друзьями, но и созваниваться с ними, отправлять голосовые сообщения и делать их расшифровку. Можно слушать музыку, играть в игры, снимать клипы, развивать свой бизнес, знакомиться, следить за здоровьем, учиться.

За пять с половиной лет, что я работаю в команде «ВКонтакте», социальная сеть изменилась кардинально. Появились новые продукты и сервисы, которыми я сама активно пользуюсь. Например, «Шаги "ВКонтакте"». Я ежедневно захожу в это приложение, смотрю, сколько прошла за день, сколько прошли мои друзья и коллеги — иногда мы соревнуемся друг с другом по количеству пройденных шагов.

Или, например, у нас есть небольшой сервис для сотрудников внутри «ВКонтакте» — бронирование переговорок. Это очень удобно — не выходя из чата буквально в два нажатия можно зарезервировать себе помещение. Аналог такого сервиса есть и для пользователей — в нашем коворкинге в Сириусе. Гуляя по Имеретинской набережной, вы можете забронировать коворкинг и прийти в него работать, зная, что место уже готово. В этом и состоит одна из наших главных задач — делать сервисы простыми и удобными, чтобы помогать людям решать их вопросы всего за пару кликов.

— Насколько большой путь за 17 лет проделала «ВКонтакте» в качестве бизнес-площадки? Какие возможности есть у контент-мейкеров, компаний и СМИ, которых не было еще 5-10 лет назад?

— За время своего существования «ВКонтакте» изменила сам формат онлайн-коммуникации и превратилась в крупнейшую контентную платформу России. Мы даем инструменты монетизации внутри соцсети, которые позволяют авторам зарабатывать миллионы рублей. Например, на платформе есть партнерская программа, товары, VK Donut, монетизация видео, аудио и VK Mini Apps. За прошлый год сообщества, которые используют эти инструменты, заработали 4 млрд рублей.

Мы помогаем авторам закрыть задачи по созданию, продвижению и монетизации контента. В этом году значительно обновили партнерскую программу для авторов и запустили новый кабинет выплат. Через него создатели контента могут напрямую получать деньги.

Благодаря VK Donut подписчики могут поддержать любимого автора с помощью донатов. Недавно мы расширили их функциональность: теперь пользователи могут оставлять донаты к отдельным публикациям в сообществе автора. По результатам второго квартала 2023 года этот инструмент принес авторам на 116% больше дохода, чем в аналогичный период 2022-го года.

Мы активно поддерживаем малый и средний бизнес и в целом предпринимательское сообщество. С помощью «ВКонтакте» вы можете сделать свой сайт, подключить полноценный магазин, продать любой товар или услуги, загрузить карточки товаров, использовать чат-боты, звонки, сервисные уведомления — все, что нужно для связи с клиентами. Например, пользователи СДЭК и Ozon узнают о курьерской доставке прямо через наш мессенджер.

В 2018 году мы создали платформу VK Mini Apps, чтобы расширить возможности сообществ и бизнеса. Платформа позволяет создать абсолютно любое приложение под нужную потребность. Это может быть игра для сбора лидов или сервис по расчету стоимости любой услуги. С помощью нее, например, был разработан сервис по бронированию коворкинга, который я упоминала выше. Важный момент, что такие мини-приложения кроссплатформенные — вы создаете одно приложение, которое сразу будет работать на всех платформах.

Наша экосистема закрывает многие потребности предпринимателей в онлайн-продвижении бизнеса. Это подтверждается и цифрами: в июле число предпринимателей, которые ведут бизнес «ВКонтакте», выросло на 25% по сравнению с прошлым годом.

— Изменилась ли жизнь «ВКонтакте» с уходом иностранных компаний за последние два года? Выросла ли аудитория соцсети?

— Стратегия «ВКонтакте» всегда учитывала активное развитие социальной сети, поэтому наши планы глобально не изменились. Ежемесячно соцсетью пользуются более 85% аудитории Рунета. Мы показываем рост из года в год: сейчас у нас месячная аудитория в России составляет 84,6 млн пользователей, что на 12% больше показателя этого периода в 2022 году.

Самое важное, что растет и активность аудитории. У нас увеличиваются показатели, связанные с потреблением контента, включая просмотр ленты, видео и комментарии. К нам всегда присоединялись новые пользователи. Последние два года не исключение.

— Что отличает «VK Видео» от других видеоплатформ? Есть эксклюзивы, которыми можете поделиться?

С 2014 года мы активно развиваем нашу видеоплатформу, чтобы сделать сервис максимально удобным и технологичным для пользователей. Важным шагом стало глобальное обновление продукта в 2021 году, когда мы представили «VK Видео». Сервис объединил ключевые технологии в рамках единой видеоплатформы VK: адаптивный стриминг, кросс-платформенный плеер, качество 4К, оптимизированные сетевые протоколы и собственные технологии доставки контента. В 2023 году запустили отдельное приложение «VK Видео» для всех платформ. Мы видим, что пользователи оценили обновления: сейчас ежедневно контент в «VK Видео» собирает 2 млрд просмотров, а аудитория сервиса составляет десятки миллионов человек.

Мы хотим предоставлять аудитории актуальный, популярный и эксклюзивный контент. В 2023 году в «VK Видео» появились проекты от крупнейшего производителя развлекательных шоу — Medium Quality. В мае этого года была запущена наша собственная эксклюзивная линейка — «VK Видео Originals». В него входят музыкальное шоу с Антоном Беляевым, еженедельное вечернее шоу с Гариком Харламовым. Этим летом у нас состоялась премьера шоу «Сессия». Есть у нас и проекты, посвященные путешествиям, например, «Орел и Орел». Мы активно развиваем библиотеку профессионального контента и дальше она будет только расширяться. В том числе, за счет своих сериалов и документальных фильмов.

«Что было дальше?» вернулось. Почему самое токсичное шоу Рунета до сих пор так популярно
«Что было дальше?» вернулось. Почему самое токсичное шоу Рунета до сих пор так популярно

— Большинство IT-компаний развивают ИИ, и «ВКонтакте» не исключение. В каких сервисах соцсети он используется?

— Так или иначе нейросети присутствуют практически во всех продуктах «ВКонтакте». Например, ИИ нужен для обработки звука: его расшифровки, шумоподавления, автоматической генерации субтитров для того же видео. Или для обработки текста, который мы можем перевести сразу на несколько языков.

ИИ используется в «детекторе токсичных текстов» — с помощью этой технологии пользователь может оградить себя от злобных комментариев, избежать кибербуллинга и прочих неприятных моментов. В компьютерном зрении, которое используется для генерации поиска объектов на изображениях. Также мы используем нейросеть для рекомендации контента: постов в ленте, аудио и видео.

— Сегодня работа в IT — это суперкарьера. Ощущаете ли вы приток специалистов, которые хотят работать во «ВКонтакте»?

— После запусков новых продуктов количество желающих прийти к нам в команду людей увеличивается. Они видят, прежде всего, технологическую компанию, которая создает классные решения и классные продукты, полезные для людей. И мы сами как компания даем хорошее пространство для профессионального развития. Так что приток кандидатов довольно большой, однако и требования у нас высокие. За текущий год мы увеличили команду почти в два раза. Если говорить про социальную сеть «ВКонтакте», то в ней работает более 2 тыс. человек.

Также у нас много совместных проектов с ведущими вузами страны: мы проводим мероприятия, конференции, образовательные курсы и хакатоны. Принято считать, что IT — это про разработчиков. Однако к нам присоединяются не только они, но и талантливые дизайнеры, аналитики, тестировщики и многие другие специалисты.

— Ну и как раз про проекты. Что бы лично вы выделили из крупнейших запусков в этом году?

— Тяжело выделить что-то одно — в этом году у нас было много релизов. Наверное, один из моих любимых проектов — запуск мобильного приложения «VK Знакомства». Это наш дейтинг-сервис, который как раз активно использует ИИ и работает на основе совпадения интересов.

«VK Знакомства» стали первым сервисом на платформе VK Mini Apps, который адаптировали для iOS и Android в качестве отдельного приложения. Это оказалось возможно благодаря нашей технологии — она позволяет быстро и бесшумно адаптировать приложение для сторов. Сейчас мы смотрим в сторону того, чтобы предоставить возможность для наших партнеров использовать данную технологию.

Расширили возможности «VK Звонков». Добавили сессионные залы для разделения на группы во время звонка. Их можно использовать для обучения и создавать до 50 сессионных залов с неограниченным количеством участников. Запустили текстовую расшифровку встреч — мы можем с вами созвониться, и вам не нужно будет записывать итоги встречи.

Прокачали ML-технологии внутри «ВКонтакте»: запустили новую ленту рекомендаций «Для вас», генерируемые нейросетью персонализированные обложки на основе интересов пользователей и, как говорила ранее, оградили пользователей от недружелюбных комментариев благодаря специальным алгоритмам на основе машинного обучения.

Если говорить про планы, главная задача компании — не просто развивать соцсеть, а внимательно относиться к запросам пользователей и делать их жизнь удобнее. Мы видим как стремительно растет потребление видеоконтента, как в формате коротких вертикальных видео, так и в профессиональном видеоконтенте. Поэтому продолжим фокусироваться на дальнейшем усовершенствовании и развитии нашей видеоплатформы и сервиса «VK Клипы».

Другое направление — это развитие искусственного интеллекта и машинного обучения. Мы хотим внедрить нейросети в основу всех технологий соцсети. Такие решения могут значительно улучшить рекомендации и работу с контентом, будь то обработка видео и музыки или генерация субтитров в звонках и расшифровка голосовых сообщений.

И, конечно, мы продолжим развивать нашу контентную платформу. Для нас важно, чтобы авторы могли комфортно создавать и развивать свое творчество в соцсети, а пользователи получали актуальный, разнообразный и интересный контент.