сериалы

«Гриффины» по-русски: каким получился мультфильм «Объяснялкины»

В шоу высмеивают капитализм и шутят «ниже пояса»
Кадр из «Объяснялкиных»
Кадр из «Объяснялкиных»

19 октября выходит мультфильм «Объяснялкины» от Егора Лоскутова и Дмитрия Сыендука про семью, которая находится «в рабстве» у продюсеров и вынуждена всю жизнь снимать образовательные шоу. Мы посмотрели первые три серии и подробнее рассказываем о сюжете, а заодно разбираемся, получилось ли у создателей сделать мультфильм для взрослых.

О чем «Объяснялкины»?

Герои «Объяснялкиных» — Батек, Мамуля, Сынуля, Дед и Бабуля — подписали жесткий контракт со стриминговой студией (по нему персонажи не могут стареть и даже умирать, хотя Дедуля регулярно пытается это сделать и нарывается на штрафы) и вынуждены бесконечно снимать научно-популярное шоу обо всем на свете, отвечая на вопросы Сынули.

Семье уже давно надоели нескончаемые съемки: домашнее «ламповое» шоу встало на поток и превратилось в рутину. Но разорвать контракт не получается, поэтому Объяснялкины решили больше не стараться и выйти за рамки милого шоу — теперь они матерятся, дерутся и не работают на камеру. Однако от этого просмотры только выросли.

«Объяснялкины» — это спин-офф скетч-шоу «Я это уже видел». Авторами нового проекта выступили те же создатели — блогеры Дмитрий Сыендук и Егор Лоскутов. Также над сценарием работал Satyr (Илья Шабельников).

Какие темы поднимает мультфильм?

«Объяснялкины» высмеивают сразу несколько тем — одни проходят сквозь весь сериал, другие раскрываются в каждом отдельном эпизоде. Весь мультфильм — это сатира на индустрию. Проект показывает, что происходит у участников реалити-шоу или других развлекательных передач, когда камеры выключаются.

Если в начале мультфильма нам представляют Объяснялкиных как приторно-милую и дружную семью, то потом мы видим, как они ругаются, Батек ностальгирует о молодости и ноет, токсичная Мамуля жалеет, что вообще связалась с непутевым мужем, немного безумный Дедуля периодически пытается умереть и сетует на жизнь, а Бабуля — просто молча спит в кресле в полном анабиозе и в конце каждой серии где-то теряется. Один только Сынуля остается всегда любознательным и радостным.

При этом большие боссы не интересуются чувствами и жизнью своих работников и только требуют от них выполнять обязательства, повышать рейтинги и бесконечно выдавать все новый и новый контент. «Объяснялкины» критикуют как современное инфопотребление, где внимание зрителей постоянно надо чем-то удерживать, так и капитализм в целом.

В каждом эпизоде есть свои подтемы. Так, в первой серии Объяснялкины рассказывают, что такое рабство и почему оно существует до сих пор (по мультфильму современные рабы — низкооплачиваемые работники и K-pop звезды). Во второй серии объясняют, что такое сахар, почему он вреден для организма и как на нем зарабатывают маркетологи и производители. А в третьей серии рассуждают о плагиате: существует ли он вообще и чем отличается от оммажа.

Стоит ли его смотреть?

«Объяснялкины» создавались как российская альтернатива западным мультфильмам для взрослых в духе «Рика и Морти», «Гриффинов» и «Коня БоДжека». В шоу много шуток «ниже пояса», например, о куколдах и правиле №34, герои матерятся (хоть это и запикано) и высмеивают социальные проблемы. Так, в одной из серий в разговоре о рабстве Батек цитирует Канье Уэста и говорит, что рабство — это выбор.

Кроме саркастичных и едких шуток в мультфильме есть отсылки к философским концепциям и культуре в целом: в серии про плагиат герои обращаются к трудам мыслителей Ролана Барта и Мишеля Фуко и идеи смерти автора. Также появляется американский режиссер Квентин Тарантино, который заявляет, что построил свою карьеру на плагиате и бесконечных отсылках и цитированиях.

Все эти «взрослые» темы привлекают и удерживают внимание зрителя, однако общий концепт повествования остается детским: не очень ясно, зачем взрослому человеку объяснять на пальцах, что такое рабство или почему сахар вреден — ответы на такие базовые вопросы и так многим известны. Тематика мультфильма и вправду больше подходит для детской передачи, но в этом случае случае юмор не проходит цензуру.

Если тот же «Мистер Фриман» (2009-2017) стал культурным феноменом, порождающим споры, тысячи комментариев и конспирологических теорий, а «Подозрительная сова» (2016-2020) выдавала едкие и грубые шутки одну за одной, то «Объяснялкины» кажутся слишком детскими для взрослых и слишком взрослыми для детей. Кажется, что создатели до конца не определились, для какой аудитории делают шоу.

Тем не менее сильно ругать «Объяснялкиных» не хочется. Авторы ломают четвертую стену, высмеивают индустрию развлечений и деконструируют образ «рекламной семьи», приправляя все юмором на злободневные темы. Особенно выделяется персонаж Дедули — слегка поехавший герой ловит трипы от сахара, водит внука в «массажный» салон (благо, услугами пользоваться не заставляет) и отпускает туалетные шутки. А его цитата «Вперед, травмироваться!» и вовсе звучит как жизненное кредо.

Мария Измайлова