В чем феномен франшизы «Такси» и в какой момент она повернула не туда
В середине октября французский актер и всемирно известный скандалист Сами Насери появился в рекламе автомобильного рынка Ташкента и сети местного кафе быстрого питания. В ролике француз ожидаемо исполнил роль Даниэля — водителя из серии фильмов «Такси». Своеобразное камео стало теплым напоминаем о том, почему мы так любим французские комедии, и заодно поводом разобраться, в чем же феномен франшизы Люка Бессона. Пристегните ремни — мы стартуем.
Коротко о сюжете классических фильмов
«Такси» — это история дружбы двух полярно разных французов, которых на первый взгляд объединяют лишь карьерные неудачи. Даниэль Моралес (Сами Насери) — марсельский таксист без лицензии и особых амбиций, а Эмильен Кутан-Корбадек (Фредерик Дифенталь) — невезучий инспектор полиции. Последний попадает в нелепые ситуации чаще, чем успешно расследует дела, но с определенного момента ему начинает помогать Даниэль и по совместительству лихач на белоснежном и до зубов тюнингованном Peugeot 406.
Даниэль и Эмильен объединяются, чтобы поймать банду немецких грабителей на «Мерседесах» и — вряд ли это можно считать спойлером спустя 25 лет после релиза — они успешно с этим справляются. Тандем уверенного в себе гонщика и рассеянного недотепы полицейского, который даже не умеет водить, быстро полюбился зрителям, и уже через два года мы получили не менее увлекательный сиквел. По сюжету второй части парням пришлось спасать японского министра обороны.
Третий фильм авторы привязали к новогодней тематике (премьера состоялась в конце января 2003 года) и на этот раз карикатурные полицейские и вечный нарушитель Даниэль противостояли грабителям в костюмах Санта-Клауса. Четвертая и последняя часть с оригинальным составом актеров вышла в 2007-м — тогда французская полиция не смогла удержать в участке самого опасного преступника в мире. Стоит ли напоминать, в чью смену антагонист Альбер ван ден Бош сбежал из отдела полиции…
Почему первые четыре части так полюбились миру
Несмотря на расхожее мнение о том, что «Такси» снял Люк Бессон, режиссером первой части выступил Жерар Пирес — на тот момент он почти 20 лет не занимался кино и преимущественно работал в рекламе (например, делал ролики для того же Peugeot). Клиповое мышление и четкое понимание того, как максимально зрелищно показать зрителям погони по Марселю сделали свое дело. Прибавьте к этому не перегруженный сюжетными линиями сценарий и гомерически смешных персонажей вроде неуклюжего комиссара Жибера (Бернар Фарси).
К слову, и последующие три части «Такси», которые снимал уже Жерар Кравчик, держались на проверенных столпах: химия между актерами (среди них, в том числе, была молодая Марион Котийяр), колоритный Марсель и веселые гонки под нишевый французский хип-хоп, качественный, пусть и часто ситуационный юмор, отношения между людьми, и даже перестрелки. Экспериментальную серию фильмов сложно ограничить жанровыми рамками: это и бадди-муви, и комедийный боевик с автомобилями, и довольно милый ромком.
Характеры героев Насери и Дифенталя, несмотря на явную комедийность, претерпевали важные изменения из фильма в фильм. Если в первых двух частях они пытались разобраться в отношениях со своими девушками, то в третьей авторы сместили акцент в сторону проблем молодых отцов. С каждой новой серией Люк Бессон и Жерар Кравчик меняли декорации и обстоятельства, но оставляли все то, за что поклонникам так полюбилась комедия — тонкую сатиру на французских правоохранителей, национальные атрибуты и безумные трюки. Чего только стоит спуск по заснеженному склону в Швейцарии.
Что не так с пятым фильмом
В четвертой по счету ленте авторы выкрутили регулятор абсурдности на максимум, предложив зрителям меньше погонь и больше сумасшествия — помните, как случайно употребивший наркотики Жибер устроил ожесточенную бойню в особняке? Тем не менее квадриквел Бессона казался вполне логичным завершением истории двух противоположностей — свободолюбивый нарушитель Даниэль и неловкий полицейский Эмильен раскрыли характеры друг друга, показали, какой должна быть настоящая дружба, обзавелись семьями и вместе с тем заставили смеяться миллионы людей по всему миру.
Практически одинаковая драматургическая структура, хорошо прописанные герои, запоминающиеся злодеи и самобытный французский юмор могли прекрасно работать и дальше, но по ряду причин пятая часть лишилась каждого из этих пунктов. Спустя 11 лет после выхода «Такси 4» Люк Бессон доверил работу над лентой режиссеру Франку Гастамбиду и решил, что не будет заниматься написанием сценария. К всеобщему сожалению, в юбилейном пятом фильме толком не было эффектных погонь и легкого ситуационного юмора. Вместо этого — новые и лишенные химии персонажи, и шутки про экскременты и рвоту.
Сегодня о шестой части «Такси» говорят редко и, пожалуй, ремейк действительно мало кого интересуют — актеры оригинальной серии не молодеют, а возрождать франшизу Бессон не планирует. В 2018 году Сами Насери заявил, что не против сняться в новом «Такси», но с условием возвращения всей старой команды: «Люди, которые сейчас поставили "Такси 5", просто убили то, что мы сделали». Спорить с мнением актера сложно и, кажется, не нужно — вместо этого лучше пересмотреть работы Пиреса и Кравчика. Это классика.