Проверять домашние задания российских школьников начнет ИИ. Что думают учителя?
До 2030 года российское правительство планирует привлечь системы искусственного интеллекта к проверке домашних заданий в школах. ИИ также будет составлять образовательные программы. Разбираемся, как это будет происходить и что об инициативе думают учителя.
Кто придумал доверить проверку заданий ИИ
27 октября на форуме «ПРОФ-IT» замглавы Минцифры РФ Олег Качанов заявил, что российских учителей могут освободить от ручной проверки домашних работ школьников — задания будут проверяться автоматически. На базе Московской электронной школы планируется создать специальную государственную информационную систему. Нововведение должно облегчить работу учителей.
На самом деле идея не нова. Впервые она возникла еще в 2021 году. Тогда в июле была опубликована стратегия Минпросвещения РФ «Цифровая трансформация образования». ТАСС сообщал, что примерно 50% домашних заданий школьников будет проверять ИИ, а технологию планируется внедрить до 2030 года. Кроме того, эксперты ожидают, что 100% российских школ уже до 2024 года перейдут на безбумажные технологии в организации обучения, а доля электронного документооборота составит 90%. В этом году Качанов уточнил, что пора переходить от слов к делу.
Также планируется, что 33% уроков будут проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента, 100% школьников получат по запросу подборку таргетированного контента и будут участвовать в реализации сетевых программ обучения с использованием видеочатов и других средств коммуникации.
Таким образом, специальный сервис с привлечением систем ИИ автоматизирует проверку домашних заданий и поможет сформировать эффективную систему выявления талантов у детей. В министерстве объясняют, что сейчас у педагогов уходит много времени на бюрократию и отчетность.
А справится ли ИИ?
Не все настроены на внедрение ИИ в процесс проверки домашних заданий оптимистично. Например, репетитор по математике Айдай Айтимбетова в беседе с «Постньюс» заявила, что считает, что сейчас возможности нейросетей сильно ограничены:
Я учу детей с помощью специальной онлайн-платформы. Она подразумевает задания по типу сопоставить пример с ответом либо вписать ответ в нужную графу. Я думаю, ИИ идеально подходит для проверки заданий, которые основаны на таких примерах, поскольку у тебя есть строгий алгоритм работы. Что касается задач — особенно по геометрии, — мне кажется, это пока что мало осуществимо, потому что каждый ребенок решает их с помощью различных теорий
一 Айдай Айтимбетова, репетитор по математикеДействительно, порой в геометрии ученик может предложить два-три способа решения одной и той же задачи, но выбрать только один. Кроме того, многие дети могут пропустить какой-либо шаг, решая его в уме. Айдай считает, что на данный момент ИИ не способен распознать, когда ребенок компонует один и тот же пример, допустим, пропускает определенный пункт или объединяет два пункта в один. Если нейросеть сможет разобрать это, проверяя задачи, конечно, преподавателям станет намного легче. Но доверие придется заслужить. Вероятно даже, что первоначальное недоверие к выводам ИИ наложит дополнительную нагрузку на учителей, поскольку им придется проверять еще и работу нейросети.
Сложнее дела обстоят с творческими и языковыми заданиями, считает Алина Бахтигареева, преподавательница японского языка в МГУ:
ИИ помогает тратить меньше времени на тестовые задания. Например, в математике. Если же дело касается сочинений и прочих творческих заданий, он вряд ли справится. Нейросетям понадобится способность к расшифровке рукописного и “грязного” почерка. В случае с языками, например, с японским, даже словари порой могут распознать иероглиф, который пользователь рисует в приложении, не говоря уже о его написании на бумаге. ИИ придется сильно постараться. Но если у него получится и это сэкономит время учителям, то почему бы и нет?
一 Алина Бахтигареева, преподавательница японского языка в МГУЗарубежные коллеги соглашаются и утверждают, что ИИ не особо упрощает оценивание домашних заданий:
Очень заманчиво передать выставление отметок на аутсорсинг, поскольку большинство преподавателей не получают денег за оценку заданий. Чтобы ИИ понимал, как отмечать каждое задание, и предлагал наиболее полезную обратную связь, необходимо составить подсказку, которая четко обозначает, что именно оценивается. Если вы работаете на ноутбуке, будьте готовы к напряжению глаз и головокружениям
一 Элисон Гарвуд-Джонс, преподает стратегию цифровых коммуникаций и социальных медиаПо словам учителя, часто нейросети зависают без предупреждения, и приходится ждать, пока они вернутся, что увеличивает время, затрачиваемое на работу с выставлением оценок. Он делает следующий вывод:
Читать задания учеников и составлять отзывы самому оказывается быстрее и проще, да и заботы больше. К тому же я из тех преподавателей, которые любят сообщать учащимся о своих наблюдениях за их успехами в течение семестра
一 Элисон Гарвуд-Джонс, преподает стратегию цифровых коммуникаций и социальных медиаРоссийские депутаты также не уверены, что ИИ справится с оценкой домашних заданий. Эксперты считают, что для начала нужно провести эксперимент, а потом уже распространять его итоги при необходимости.