кино

Спортивная драма в стилистике конструктивизма: какой получилась «Легенда о самбо»

Кино расскажет вольную биографию создателей отечественного вида единоборств
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»

16 ноября в прокат вышел фильм о советских мастерах боевых искусств «Легенда о самбо» режиссера Андрея Богатырева, снявшего «Красный призрак» и «За Палыча!». Мы посмотрели кино и рассказываем, какой получилась спортивная драма.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 16 ноября
Страны производства: Россия
Режиссер: Андрей Богатырев
Автор сценария: Георгий Шенгелия
В ролях: Вольфганг Черни, Дмитрий Павленко, Антон Вохмин, Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Павел Абраменков, Вячеслав Шихалеев, Денис Кузнецов, Александр Давыдов и др.
Жанр: спортивная драма
Продолжительность: 1 час 44 минуты

О чем фильм

Молодой подпоручик Виктор Спиридонов (Дмитрий Павленко) во время русско-японской войны 1904-1905 гг. узнает о приемах дзюдо. Чудом выжив, он старается их не забыть и записать все основные движения. Со временем Спиридонов продолжает развивать технику боевого искусства, постепенно добавляя что-то от себя. О его таланте узнает НКВД и приглашает на службу: Спиридонову поручают тренировать новым приемам сотрудников милиции для борьбы с уличной преступностью.

Спустя несколько лет в Москву на дружеский поединок по дзюдо прибывает японская делегация. В решающий момент японского мастера побеждает самородок из Новосибирска — Василий Ощепков (Вольфганг Черни). Выясняется, что он окончил токийскую духовную семинарию, где пропитался японской культурой и стал мастером по дзюдо.

Спиридонов начинает испытывать ревность к спортсмену: тот не только очень талантлив, но еще и выстроил свою школу, обрел последователей и мечтает разработать собственную систему единоборств. Конфликт набирает обороты перед спартакиадой, когда встает вопрос, какая из двух школ — Спиридонова или Ощепкова — будет представлять СССР на соревнованиях. Противостояние двух мастеров в итоге приведет к появлению новой системы — самбо.

Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»
Кадр из фильма «Легенда о самбо»

Бой с тенью или борьба с самим собой

Авторы сталкивают не просто двух героев, а два разных мировоззрения. Спиридонов — хмурый, строгий, советский патриот, который считает, что именно он разработал приемы самообороны и овладел уникальной техникой. Он убежден, что обучать опасному боевому искусству всех желающих нельзя — такими навыками должны обладать только силовые структуры.

Ощепков же совсем другой. На него сильно повлияла религия и образ жизни японских мастеров, он иначе смотрит на мир. Это выражается как в поступках (он против бытового насилия, доносов в НКВД, склок, внутрипартийной борьбы), так и в образе жизни (даже его квартира обставлена максимально минималистично).

Другое отличие Ощепкова от Спиридонова — взгляд на боевые искусства. Он не признает, что у техник существует какой-то один автор, и полагает, что становление боевого искусства — это живой процесс: оно было до мастера и будет существовать после. Поэтому Ощепков готов обучать всех желающих, даже если это будет уличная шпана, способная направить умения против представителей власти.

При этом оба героя в фильме положительные, а антагонистом выступает советская власть в лице хитрого нквдшника по прозвищу Интеллигент (Алексей Шевченко). Он представляет собой склочного «серого кардинала», которого на самом деле мало интересует спорт, идеи и философия боевых искусств. Ему куда важнее внутрипартийная борьба и продвижение по чужим головам. В фильме звучит строчка, обличающая несостоятельность и недолговечность такого несозидательного подхода, ее произносит Ощепков: «Вы умрете, и ваше дело умрет вместе с вами, а мое — будет жить».

Какой итог

Режиссер Андрей Богатырев рассказывал, что при разработке картины опирался на стиль конструктивизма: в кино передана общая монументальность и строгость линий — от построения кадра до декораций и одежды. Актерская игра тоже выглядит ярко и убедительно, а злой чекист в исполнении Шевченко вышел настолько неприятным, что в какой-то момент начинаешь его ненавидеть.

Сцены драк сняты динамично: изящные захваты, броски, болевые приемы. Правда, их совсем мало, особенно если учесть, что фильм заявлен как спортивная драма. Камера постоянно уводит зрителя от очередного броска на лица персонажей, оставляя в фокусе самих героев.

«Легенда о самбо» — это не документальный фильм, а творческая интерпретация истории становления этого спорта в России. Авторы привнесли свое видение персонажей и самих событий, порой перескакивая с факта на факт и несколько путаясь в повествовании. После просмотра создается впечатление, что зритель перенесся в детство, где ему во дворе пересказывают боевик, который только что посмотрели на кассете. Впрочем, это сбавляет градус серьезности и добавляет некоторую обаятельность.

Мария Самарина