кино

«Капитан Марвел 2» показала худший старт в истории Marvel. Что происходит со студией?

Кажется, корпорация переоценила свои силы в производстве контента и совсем забыла о качестве работ
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube

«Капитан Марвел 2» заработала $47 млн в первый прокатный уикенд — это худший результат за всю историю киновселенной Marvel. При этом картина лишь продолжает традицию недавних релизов студии: последний раз полнометражный проект зарабатывал более $1 млрд в 2021 году — и то на ностальгическом «Человек-пауке». Неужели супергерои всем надоели, а корпорацию не спасут даже суперхиты со всеми любимыми персонажами? Разбираемся.

«Конвейер Marvel»

В последнее время в СМИ стали все чаще говорить о кризисе Marvel — в частности, в Variety выпустили материал, в котором поставили под сомнение успешное развитие компании в обозримом будущем. В издании отметили, что среди главных проблем бренда, принадлежащего Disney, можно выделить падение кассовых сборов и стратегию расширения на стриминговых платформах.

И хоть после завершения четвертой фазы фанаты ожидали от студии нетривиальных решений и новых сюжетов, в Marvel сделали ставку не на качество, а на количество. Руководство приняло решение активнее развивать супергеройскую вселенную на стриминге Disney+, обеспечивая платформу бесконечным количеством контента. Концепция заключалась в том, чтобы еще больше расширить вселенную и дать второстепенных героям сольные проекты. Так появились сериалы «Соколиный глаз», «Женщина-Халк: Адвокат», «Лунный рыцарь» и др.

Что за фазы Marvel?

Первая фаза (2008–2012) началась «Железного человека». В ней все фильмы были связаны друг с другом, а герои должны были уничтожить сводного брата Тора Локи и инопланетных захватчиков.

Во второй фазе (2013–2015), в отличие от первой, главными врагами Мстителей стали правительство и террористические организации.

Третья фаза (2016–2019) была посвящена противостоянию Таноса и Мстителей.

В четвертой фазе (2020–2021) больше внимания уделили магии и путешествиям во времени. Авторы сосредоточились на мультивселенной, а большая часть фазы состояла из сериалов.

Пятая фаза (2022–2025) идет сейчас, однако самые громкие релизы — «Дэдпул» и «Блэйд» — ожидаются позднее.

Во многом переориентация на стриминги была связана с пандемией, из-за которой киностудии понесли колоссальные потери. Однако, как отмечают аналитики, «конвейер Marvel» с его невероятным количеством материала попросту отпугнул ряд зрителей. У студии были удачные эксперименты («Ванда/Вижн», «Локи»), но гораздо больше откровенно проходных работ.

При этом за амбициозными идеями компании порой не успевает производство. Из-за объема контента авторы не до конца продумывают сценарии и переписывают его на ходу. Это сказывается не только на сюжете, но и спецэффектах, которые приходится доделывать в последний момент. Из-за этого отдельные сцены могут выглядеть невзрачно или даже нелепо — например, как в «Женщине-Халке» 2022 года или фильме «Человек-муравей и Оса: Квантомания».

Скромные сборы и возврат к звездам

Тем временем ни один фильм Marvel, начиная с ленты «Человек-паук: Нет пути домой» (2021), не собрал в прокате более $1 млрд. Правда, и тот снискал столько внимания во многом благодаря возвращению старых актеров. И даже если опустить почти очевидный провал недавно вышедшей «Капитан Марвел 2», можно опять обратиться к «Квантомании». При бюджете в $200 млн он заработал $476 млн — для Marvel такой результат нельзя назвать выдающимся.

Учитывая крупные затраты на производство картин, Marvel просто не может позволить себе выпускать «среднее» по их же меркам кино. Прибавьте к череде не самых удачных премьер и проблемам со спецэффектами скандал с актером Джонатаном Мейджорсом (суперзлодей Канг Завоеватель). Он должен был стать лицом следующей фазы Marvel, но после обвинений в домашнем насилии его участие оказалось под вопросом. Попытается ли студия заменить опального Мейджорса — пока неизвестно.

На фоне явных сложностей в Marvel решили исправить ситуацию и сыграть на чувстве ностальгии (с «Пауками» ведь сработало). По словам собеседников Variety, компания рассматривает вариант с возвращением ведущих звезд из оригинального состава «Мстителей» — в первую очередь, Роберта Дауни-младшего и Скарлетт Йоханссон. Другой вопрос, удастся ли студии удовлетворить запросы звезд во время кризиса (тот же исполнитель роли Тони Старка заработал за финал «Мстителей» $75 млн).

Неужели Marvel — все?

Теперь Marvel во всю надеется реабилитироваться за счет перезапусков «Фантастической четверки» и «Людей Икс» (но это случится не раньше 2025-го). Однако вернет ли это интерес зрителей к супергеройскому кино в целом — вопрос открытый. Параллельно с компанией неудачи терпит и главный конкурент в лице DC: вышедший в этом году проект «Шазам! Ярость богов» кое-как отбил изначальный бюджет.

Тем не менее эксперты Forbes уверены, что проблемы Marvel Studios несколько преувеличены. В издании списывают кассовые неудачи за последние годы на пандемию и утверждают, что них в том числе виновата студия DC. Якобы провалы главного антагониста повлияли на общий интерес публики к супергероике. По мнению издания, Marvel справится со всеми трудностями, сменив скандального Мейджорса, сократив количество производства контента и наладив работу с отделом визуальных эффектов.

Глава Marvel Studios Кевин Файги уверен в том, что исчезновение кинокомиксов невозможно, как и экранизаций романов в целом. А вот лидер DC Джеймс Ганн считает, что если снижение интереса к жанру и есть, то виноваты в этом исключительно сами авторы: «Во многих зрелищных фильмах нет эмоционально обоснованной истории. Люди устали не от супергероев, а от бессмысленных драк — смотреть такое крайне утомительно. Это не имеет ничего общего с тематикой супергероев».