Азбука личных границ: о чем фильм «Как заниматься сексом»
9 ноября в российский прокат вышел британский фильм «Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер, который получил приз «Особый взгляд» в Каннах. По сюжету три главные героини после окончания школы летят на Крит, чтобы как следует оторваться и отдохнуть. Мы посмотрели картину и рассказываем, как лента с провокационным названием исследует интимность и личные границы (причем не только подростков).
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 9 ноября
Страны производства: Великобритания, Греция
Режиссер: Молли Мэннинг Уокер
Автор сценария: Молли Мэннинг Уокер
В ролях: Миа Маккенна-Брюс, Шон Томас, Лара Пик, Энва Лэвис, Сэмюэл Боттомли, Лаура Эмблер, Анна Антониадес и др.
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 30 минут
О чем фильм
Три подруги — Тара (Мия МакКенна-Брюс), Скай (Лара Пик) и Эм (Энва Левис) — только что окончили школу и сдали выпускные экзамены. Девушки отправляются на греческий остров Крит, чтобы не думать о результатах и провести лучшее лето в жизни.
Подруги выбрали тусовочный отель для молодежи, где выпускники и студенты много пьют, танцуют до утра, блюют с балкона и играют в непристойные игры. Такая атмосфера отвечает их планам: Скай хочет завести как можно больше курортных романов, Эм — развеяться перед тяжелым учебным годом в университете, а Тара — лишиться девственности.
У Тары на примете как раз есть две кандидатуры: забавный Барсук (Шон Томас) и напористый Падди (Сэмюэл Боттомли). Однако чем глубже она погружается в местный ритм жизни, тем сильнее сомневается, что готова к сексу, тем более с первым встречным.
Взросление через травму
Авторы противопоставляют две части фильма, как сюжетно, так и идейно. Если в первой половине герои наслаждаются молодостью и свободой, а самое страшное, что может с ними случиться — это мучительное похмелье, то вторая часть показывает последствия этой беззаботности, где Тара вынуждена столкнуться с жестким нарушением своих границ.
На поступки и решения Тару толкают не собственные эмоции и рассуждения, а навязанные социальные установки и подбадривания друзей. Героиня явно неуютно чувствует себя в статусе девственницы в столь якобы взрослом возрасте (напрямую цифра не называется, но ей примерно 16-17 лет). К тому же подруги Тары сами активно ведут половую жизнь, да и люди в отеле постоянно флиртуют и занимаются сексом. Оттого Таре начинает казаться, что потеря девственности — обязательный атрибут нормальной взрослой жизни.
Под таким напором у героини нет времени подумать, что же на самом деле хочет она, нужны ли ей случайные связи и принесут ли они удовлетворение. В итоге расстановка внутренних границ происходит не до травматических событий, а после. По сути, название фильма нас обманывает. Правильнее было бы сказать «Как не заниматься сексом».
Какой итог
«Как заниматься сексом» — первая большая работа Молли Мэннинг Уолкер. До этого она снимала музыкальные клипы, в том числе для A$ap Rocky и Radiohead. И это заметно: поначалу лента производит впечатление не полнометражного фильма, а растянутого музыкального видео. Но это проходит где-то к середине кино: когда алкогольный угар сменяется серьезными темами, яркость и торопливость картинки сходят на нет.
В основу фильма лег личный опыт Уолкер: она рассказывала, что в юном возрасте ее сильно впечатлили вечеринки, на которых люди открыто занимались сексом. Она хотела показать в своей картине, как (зачастую против своей воли) молодежь подходит к изучению сексуальности и желаний. В целом такая позиция полностью раскрыта в фильме: в интимных сценах зритель ярко ощущает всю неловкость и неуместность происходящего.
Однако натуралистичные кадры могут произвести неоднозначное впечатление: не многие любят наблюдать за подростковым отрывом в хмельном мареве, где герои испражняются около мусорок, а после немытыми руками берут картошку-фри или имитируют оральный секс с помощью бутылки пива в штанах. Такие сцены способны вызвать отторжение и отсутствие сочувствия к героине, испытавшей насилие — в голове невольно возникает вопрос «а как ты хотела?».
Но режиссер предлагает зрителю не давать четкой оценки действиям героев — как жертвы, так и актора насилия. В фильме нет однозначно плохих или хороших персонажей: с одной стороны, девушка могла заранее подумать о последствиях, чтобы их избежать, а с другой, она не может быть виновата в травматичных действиях других людей. Так и парень, принуждающий к сексу, одновременно вроде и неплохой человек, который не собирался никого насиловать, но при этом мог быть более внимательным и уважать чужие чувства. Фильм плавно подводит к мысли, что всем нам одновременно не хватает эмпатии и понимания своих собственных интимных и личных границ.