кино

Азбука личных границ: о чем фильм «Как заниматься сексом»

Картина-призер Каннского кинофестиваля исследует взросление на фоне алкогольного угара
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»

9 ноября в российский прокат вышел британский фильм «Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер, который получил приз «Особый взгляд» в Каннах. По сюжету три главные героини после окончания школы летят на Крит, чтобы как следует оторваться и отдохнуть. Мы посмотрели картину и рассказываем, как лента с провокационным названием исследует интимность и личные границы (причем не только подростков).

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части синефилов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 9 ноября
Страны производства: Великобритания, Греция
Режиссер: Молли Мэннинг Уокер
Автор сценария: Молли Мэннинг Уокер
В ролях: Миа Маккенна-Брюс, Шон Томас, Лара Пик, Энва Лэвис, Сэмюэл Боттомли, Лаура Эмблер, Анна Антониадес и др.
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 30 минут

О чем фильм

Три подруги — Тара (Мия МакКенна-Брюс), Скай (Лара Пик) и Эм (Энва Левис) — только что окончили школу и сдали выпускные экзамены. Девушки отправляются на греческий остров Крит, чтобы не думать о результатах и провести лучшее лето в жизни.

Подруги выбрали тусовочный отель для молодежи, где выпускники и студенты много пьют, танцуют до утра, блюют с балкона и играют в непристойные игры. Такая атмосфера отвечает их планам: Скай хочет завести как можно больше курортных романов, Эм — развеяться перед тяжелым учебным годом в университете, а Тара — лишиться девственности.

У Тары на примете как раз есть две кандидатуры: забавный Барсук (Шон Томас) и напористый Падди (Сэмюэл Боттомли). Однако чем глубже она погружается в местный ритм жизни, тем сильнее сомневается, что готова к сексу, тем более с первым встречным.

Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»
Кадр из фильма «Как заниматься сексом»

Взросление через травму

Авторы противопоставляют две части фильма, как сюжетно, так и идейно. Если в первой половине герои наслаждаются молодостью и свободой, а самое страшное, что может с ними случиться — это мучительное похмелье, то вторая часть показывает последствия этой беззаботности, где Тара вынуждена столкнуться с жестким нарушением своих границ.

На поступки и решения Тару толкают не собственные эмоции и рассуждения, а навязанные социальные установки и подбадривания друзей. Героиня явно неуютно чувствует себя в статусе девственницы в столь якобы взрослом возрасте (напрямую цифра не называется, но ей примерно 16-17 лет). К тому же подруги Тары сами активно ведут половую жизнь, да и люди в отеле постоянно флиртуют и занимаются сексом. Оттого Таре начинает казаться, что потеря девственности — обязательный атрибут нормальной взрослой жизни.

Под таким напором у героини нет времени подумать, что же на самом деле хочет она, нужны ли ей случайные связи и принесут ли они удовлетворение. В итоге расстановка внутренних границ происходит не до травматических событий, а после. По сути, название фильма нас обманывает. Правильнее было бы сказать «Как не заниматься сексом».

Какой итог

«Как заниматься сексом» — первая большая работа Молли Мэннинг Уолкер. До этого она снимала музыкальные клипы, в том числе для A$ap Rocky и Radiohead. И это заметно: поначалу лента производит впечатление не полнометражного фильма, а растянутого музыкального видео. Но это проходит где-то к середине кино: когда алкогольный угар сменяется серьезными темами, яркость и торопливость картинки сходят на нет.

В основу фильма лег личный опыт Уолкер: она рассказывала, что в юном возрасте ее сильно впечатлили вечеринки, на которых люди открыто занимались сексом. Она хотела показать в своей картине, как (зачастую против своей воли) молодежь подходит к изучению сексуальности и желаний. В целом такая позиция полностью раскрыта в фильме: в интимных сценах зритель ярко ощущает всю неловкость и неуместность происходящего.

Однако натуралистичные кадры могут произвести неоднозначное впечатление: не многие любят наблюдать за подростковым отрывом в хмельном мареве, где герои испражняются около мусорок, а после немытыми руками берут картошку-фри или имитируют оральный секс с помощью бутылки пива в штанах. Такие сцены способны вызвать отторжение и отсутствие сочувствия к героине, испытавшей насилие — в голове невольно возникает вопрос «а как ты хотела?».

Но режиссер предлагает зрителю не давать четкой оценки действиям героев — как жертвы, так и актора насилия. В фильме нет однозначно плохих или хороших персонажей: с одной стороны, девушка могла заранее подумать о последствиях, чтобы их избежать, а с другой, она не может быть виновата в травматичных действиях других людей. Так и парень, принуждающий к сексу, одновременно вроде и неплохой человек, который не собирался никого насиловать, но при этом мог быть более внимательным и уважать чужие чувства. Фильм плавно подводит к мысли, что всем нам одновременно не хватает эмпатии и понимания своих собственных интимных и личных границ.

Мария Измайлова