кино

Горькая жизнь работницы шоколадной фабрики: о чем фильм «Чувства Анны»

Анна Михалкова отчаянно пытается найти любовь под музыку Shortparis
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»

9 ноября в прокат выходит фильм Анны Меликян «Чувства Анны». По сюжету героиня неожиданно начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, которые предрекают человечеству скорую гибель и дают советы, как ее избежать (спойлер: нужно просто любить друг друга). Мы посмотрели кино и рассказываем, какой получилась фантастическая драма с Анной Михалковой в главной роли.

Фильм в цифрах и именах

Дата премьеры: 9 ноября
Страны производства: Россия
Режиссер: Анна Меликян
Автор сценария: Анна Меликян
В ролях: Анна Михалкова, Тимофей Трибунцев, Олег Ягодин, Екатерина Андреева. Екатерина Новокрещенова, Полина Васильева и др.
Жанр: фантастика, драма
Продолжительность: 2 часа 10 минут

О чем «Чувства Анны»

В мире свирепствует некий вирус, из-за которого каждый день гибнут сотни людей. На этом фоне человечество собирается колонизировать Марс, и уже вот-вот первые астронавты отправятся на красную планету. В это время в Перми простая работница шоколадного завода Анна (Анна Михалкова) живет свою жизнь: ежедневно сортирует массу (которая больше напоминает фекалии) на конвейере и вместе с мужем (Тимофей Трибунцев) воспитывает двух детей — дочку-младшеклассницу и сына-подростка.

Все меняется, когда Анну бьет током. Она начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, которые предупреждают ее, что через десять лет человечество погибнет, а спасти людей сможет отказ от технократии и любовь к ближнему. Анна пытается всех предупредить, но приговор никого не пугает, а, наоборот, привлекает внимание телевизионщиков, любителей паранормального, профессора и обычной женщины, которая полагает, что Анна — избранная и сможет исцелить ее мужа от пьянства.

Поначалу Анна пытается понять природу голосов: идет к врачу, но там ей советуют пропить успокоительные, после к священнику, но при попытке изгнать бесов ничего не происходит. Тогда Анна понимает: она точно пророк. Пока женщина привыкает к новой роли и убеждается в своей исключительности, ее муж осознает, что их семейная жизнь стремительно рушится.

Женщина на грани нервного срыва

Главной идеей фильма стала любовь. Анна уже давно не ощущает себя ни объектом желания, ни сколько-нибудь значащим персонажем в чьей-то жизни. Хотя, конечно, и муж, и дети ее любят, но эта любовь обыденная, рутинная и больше напоминает привычку.

Неожиданный «дар» делает Анну местной знаменитостью: ее начинают показывать по телевизору, снимать для обложек журналов (ради этого Анна чуть ли не первый раз в жизни идет в салон делать прическу и ресницы). Подростки из клуба любителей НЛО верят в нее и восторженно смотрят в рот. Появляется любовник — профессор-интеллектуал с тонким вкусом и замашками абьюзера.

Все это вырывает Анну из рутины и заставляет почувствовать себя не просто рабочей лошадкой на заводе, а волшебной и важной женщиной в жизни сразу нескольких людей. Безумное желание любить и быть любимой показано и в сцене с обнаженной Анной Михалковой. Нагота преподносится без пошлости и эротики, а скорее как абсолютная открытость и желание отдать себя полностью и без остатка.

Но заполучить любовь не выходит. В реальности фильма такое чувство будто невозможно — любовь уже умерла или не существовала вовсе. Поэтому главной героине остается только впасть в транс и мантрой выводить «голоса» пришельцев: любите друг друга, любите друг друга, любите друг друга. При этом инопланетная и пандемическая фантасмагории не так важны, скорее они выступает фоном истории про мир, который покинула любовь.

По итогу ключевым монологом фильма становится истерика второстепенной героини. Крик директрисы шоколадного завода «любите меня, суки» точно отражает отчаянное желание Анны, пускай и в такой грубой форме.

Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»

Какой итог

Картина получилась очень женской, что свойственно лентам Меликян. В одном из ее первых известных фильмов «Русалка» (2007) юная и наивная провинциалка влюбляется в прожженного москвича, но сталкивается с полным непониманием ее личности. В двулогии «Про любовь» (2015) и «Про любовь. Только для взрослых» (2017), конечно, не только женщины ищут высокое чувство, однако мужские персонажи вписаны в женский контекст и представления о мужчинах.

В одном из последних проектов Меликян — сериале «Нежность» (2020) — главная героиня, железная бизнес-леди, сталкивается с мужчиной и, толком его не узнав, без памяти влюбляется, придумав себе его образ в голове. «Нежность» становится главным фильмом Меликян о женщинах — по сюжету мужчины не имеют субъектности, героиня конструирует их мысли, чувства и поступки самостоятельно. Даже в кадре она занимает центральную часть, остальные персонажи зачастую показаны обрезано или закадрово.

В «Чувствах Анны» Меликян постепенно переводит фокус камеры с фантастической истории на эмоциональные переживания героини, снова и снова обнажая желания Анны и показывая, что ее трагедия — это трагедия не маленького человека, а маленькой женщины в большом жестоком мире.

Сам фильм снят на черно-белую пленку и выглядит крайне стильно, а концовка и вовсе напоминает клип авангардной российской группы Shortparis (их музыка и звучит в кино). При всем этом «Чувства Анны» производят впечатление фильма «не для всех». Но не из-за визуального повествования и фантастического фона, а, как ни странно, посыла. Возможно, не все готовы погрузиться в историю женщины, переживающей личностный и семейный кризис.

Мария Самарина